Война коснулась практически каждой семьи, живущей в Беларуси. Мой прадед,
Савелий Иванович Щигер, был одним из тех, кто погиб за то, чтобы мы
сейчас жили счастливо. Еще до войны семья прадеда переехала из Речицы в деревню Судобовка,
которая расположена вблизи города Жодино. Прадед встретил красивую девушку Нину Тумарович и они
поженились. У них родились дети Виктор, Татьяна, Екатерина и Николай.

Война коснулась практически каждой семьи, живущей в Беларуси. Мой прадед, Савелий Иванович Щигер, был одним из тех, кто погиб за то, чтобы мы сейчас жили счастливо. Еще до войны семья прадеда переехала из Речицы в деревню Судобовка, которая расположена вблизи города Жодино. Прадед встретил красивую девушку Нину Тумарович и они поженились. У них родились дети Виктор, Татьяна, Екатерина и Николай.

Когда началась война, многие жители Судабовки ушли в партизаны. Воевал в партизанском отряде и Савелий Иванович. В нашей семье до сих пор хранится несколько почти истлевших документов о его военном прошлом. Это все, что осталось в память о тех далеких временах. Но еще живы и воспоминания о нем.

С зимы 1942 по март 1944 года Савелий Иванович был связным партизанской бригады «Разгром». Об этом знали только немногие люди. Прадед мой был очень хорошим сапожником. И партизаны это использовали, как прикрытие. Он чинил обувь на дому, к нему часто приходили люди, и часто передавали нужную партизанам информацию. Савелий Иванович отправлял в отряд схемы размещения фашистских гарнизонов, графики передвижения военных эшелонов по железной дороге и другие важные сведения. Сам он хорошо ориентировался в окрестных лесах. Иногда к сбору и передаче информации привлекал и своего семилетнего сына Виктора.

Моя бабушка, Екатерина Савельевна, рассказывала, как однажды ночью, зимой 1944 года, в избу нагрянули немцы с обыском. Не пропустили проверить даже кровать, на которой спали малые дети. И приказали Савелию Ивановичу собираться. Он взял документы, попрощался с женой и детьми, словно знал, что уже не вернется. Его увезли в Борисов – в тюрьму. Нина Ивановна добивалась свидания, но потом узнала, что мужа после жестоких пыток расстреляли вскоре после ареста. Совсем немного не дожил Савелий Иванович до освобождения Беларуси. Конечно, он не совершал подвигов, но в силу своих возможностей боролся против захватчиков, защищал от них свой дом, свою семью и нас, будущих внуков и правнуков.

Прабабушка Нина Ивановна еще в начале войны приютила у себя в доме нескольких еврейских детей. Днем они прятались, а ночью спали вместе с прабабушкиными детьми. Как-то ночью пришли немцы и стали требовать самогон. Его в доме не нашлось. Тогда один из фашистов указал на кровать с детьми: «Кто здесь?». «Дети», — ответила Нина Ивановна. Фашист чертыхнулся и ушел. Пронесло! Потом за детьми пришли близкие им люди и увели их к партизанам. Уже после войны пришло письмо, в котором кто-то из спасенных благодарил за помощь.

Алексей ЩИГЕР, учащийся ГУО «Смолевичская районная гимназия».

Информацию читайте в номере 103 – 104 от 07.05.2014 г.