Традиционные дни поля в РУП «Научно-практический центр НАН
Беларуси по земледелию» в Жодино нынче начались нетрадиционно. Открыли их
ученые, многие из которых весьма далеки от сельскохозяйственной проблематики.
Они с искренней заинтересованностью знакомились с наработками своих
коллег-аграриев. Руководитель Центра доктор сельскохозяйственных наук,
профессор Федор Привалов рассказал о задачах, стоящих перед отраслевой наукой в
плане создания высокопродуктивных сортов зерновых, зернобобовых, масличных,
кормовых культур, системы их интенсивного возделывания, продвижения новшеств в
массовое производство. Перед тем как отправиться на опытные поля, гости
ознакомились с экспозицией недавно созданного музея, которая отражает почти 90-летний
путь развития ведущего научно-исследовательского учреждения земледельческой
отрасли.
Традиционные дни поля в РУП «Научно-практический центр НАН Беларуси по земледелию» в Жодино нынче начались нетрадиционно. Открыли их ученые, многие из которых весьма далеки от сельскохозяйственной проблематики. Они с искренней заинтересованностью знакомились с наработками своих коллег-аграриев. Руководитель Центра доктор сельскохозяйственных наук, профессор Федор Привалов рассказал о задачах, стоящих перед отраслевой наукой в плане создания высокопродуктивных сортов зерновых, зернобобовых, масличных, кормовых культур, системы их интенсивного возделывания, продвижения новшеств в массовое производство. Перед тем как отправиться на опытные поля, гости ознакомились с экспозицией недавно созданного музея, которая отражает почти 90-летний путь развития ведущего научно-исследовательского учреждения земледельческой отрасли.
С исторического экскурса начал знакомство у своей селекционной делянки академик, доктор сельскохозяйственных наук Станислав Гриб (на фото).
– Известный мартовский (1965г.) Пленум ЦК КПСС дал мощный толчок развитию сельского хозяйства. Колхозы и совхозы стали получать в невиданных ранее объемах технику, минеральные удобрения, проводились широкомасштабная мелиорация, известкование почв. А вот ожидаемой отдачи не получилось. Почему? Своеобразным камнем преткновения стали отслужившие свое старые сорта. На их базе невозможно было реализовать поставленные задачи, окупить понесенные затраты на капитальное строительство, оснащение машинно-тракторного парка, обновление технологий. Спохватились: интенсивному земледелию нужны интенсивные, высокопродуктивные сорта.
Создание их стало делом всей жизни Станислава Ивановича. Он на практике воплощает в действительность напутствие великого физиолога академика К.А. Тимирязева молодым агрономам: вырастить два колоса, там, где рос один. Начинал с ячменя. Мечта была получить 40 центнеров с гектара. В 1985 году появился «Зазерский 85». На экспериментальном поле хозяйства в Оршанском районе, которое возглавлял тогда нынешний директор Института льна, член-корреспондент НАН Беларуси Иван Голуб, намолотили фантастические 101,8 центнера на круг. Сорт занял миллионы гектаров от Балтики до Тихого океана. Он и сегодня успешно возделывается в Российской Федерации.
Говорят, что все теории хороши, если соответствуют объективной действительности. Этой «объективной действительностью» Станислав Гриб руководствуется в своей без малого полувековой плодотворной деятельности. На его счету не один десяток сортов колосовых, которые по праву входят в сокровищницу белорусской селекции. Прямо на поле он открыл гостям некоторые секреты этой кропотливой, требующей всесторонних знаний генетики, морфологии, цитологии, биохимии и другие работы. Демонстрация участков злаковых с плотным стеблестоем, мощным колосом – это, по мнению ученого, наглядная демонстрация колоссального прогресса в селекции как отечественной, так и мировой.
А делянки, действительно, на загляденье: озимые и яровые пшеница, рожь, тритикале, ячмень, овес даже не шелохнутся под порывами предгрозового ветра. Посевы низкорослые, стебелек к стебельку. Кое-кто не выдерживает, срывает заманчивый колос, растирает его в ладонях, считает крупные золотистые зерна.
Но этого восторга гостей Станислав Иванович, как истый профессионал, не разделяет:
– Да, потенциал культур высок: до ста и более центнеров на круг. Но все-таки производственники сетуют на полеглицу. Экспериментируем с созданием сортов, которым не страшны никакие бури-невзгоды. Думаю, недалека перспектива выведения суперпшеницы, тритикале высотой не более 20 сантиметров и таким же мощным колосом. Чем мотивирую свой осторожный оптимизм? Когда с развалом Союза в республику перестало поступать зерно пшеницы из России, Украины, Казахстана, перед нами во всей своей остроте встал вопрос создания собственных альтернативных сортов, способных удовлетворить запросы хлебопекарной и макаронной промышленности. А по сути, белорусского потребителя, привыкшего к высококачественным хлебобулочным изделиям. Не скажу, что этой темой мы не занимались. «Приложил к ней руку» и Николай Дмитриевич Мухин, известный естествоиспытатель. За авторство прогремевший на всю великую страну сорта озимой ржи «Белта» он был удостоен звания Героя Социалистического Труда. Были созданы три довольно удачных сорта, но они, что называется, погоды не сделали. Новое время потребовало воистину прорывных действий. И в самые сжатые, возможные в селекции, сроки они были осуществлены. Производитель получил десять сортов для разных регионов республики.
В группу ценных по качеству отнесены озимые пшеницы «Капылянка», «Легенда», «Былина», яровые – «Дарья», «Рассвет», «Тома», «Любава», «Сударыня». Они и сегодня колосятся на полях сельхозпредприятий. А коль шумит нива, то, как говорится, шелестят и купюры. Только в минувшем году внедрение сортов пшеницы селекции Центра по земледелию и технологий их возделывания позволили сэкономить далеко не лишние 50 миллионов долларов. А импорт зерна пшеницы и муки снизить с 309,1 тыс. тонн в 2007 году до 38,6 тыс. тонн.
Мы привыкли, что пшеничное зерно светло- желтого цвета, и в песнях золотистым оно воспето. Но, предупреждают ученые, не удивляйтесь, если вскоре появится зерно с фиолетовой окраской. Оно будет сугубо кормовым, а привычное – продовольственным. Тут уж перепутать ничего не удастся.
До недавнего времени вне конкуренции на наших полях была рожь. Недаром слова «жито» и «жить» одного корня. Без ароматной краюхи черного невозможно представить стол белоруса.
– А Вы какой предпочитаете? – шутливо спрашивают гости Эрому Урбана, заместителя генерального директора Центра, заранее предугадывая ответ. Рожь ведь — предмет плодотворных научных изысканий доктора сельскохозяйственных наук.
– Исключительно черный, особенно с салом и луком! – в тон отвечает Эрома Петрович. – Ведь мы занимаем четвертое место в мире по площади, отводимой под рожь, и шестое – по производству зерна. Культура что ни наесть «нашенская». Потеснили ее только пшеница и тритикале. Да, они более урожайные, под них – и участки плодороднее, за ними и уход получше. Зато у нас нет ни одного импортного сорта ржи, наоборот, сами экспортируем. В зависимости от природно-географического положения и целевого назначения, производитель может выбрать наиболее подходящий из 28 сортов, из них 24 – селекции нашего Центра.
Специалисты считают, что оптимальными для страны являются 420-450 тысяч гектаров ржи. Тогда зерна ее хватит и на продовольствие, и на фураж, изготовление спирта. Конечно, нужно поднимать урожайность. Наработки, сорта интенсивного типа есть, дело — за массовым внедрением их. Тогда сокращение площадей не скажется на наполняемости амбаров. Центр по земледелию занимается оригинальным семеноводством, ежегодно поставляет до ста тонн элиты, что полностью удовлетворяет потребности сельхозорганизаций. А то, что они востребованы на рынке, говорит такой факт: 10 тонн семян заказал Казахстан, 22 сорта успешно испытываются в Российской Федерации, особенно лестно о них отзываются крестьяне схожей по природно-климатическим условиям Брянской области. В чем лично убедился недавно на тамошних Днях поля Эрома Урбан.
– На вот этом опытном поле, где мы сейчас находимся, четыре года назад побывала не менее представительная делегация, – начал рассказ заведующий лабораторией тритикале, кандидат сельскохозяйственных наук Виктор Бушкевич. – А съехались к нам тогда представители ста родственных селекционных учреждений со всего мира: Европы, СНГ, США, Канады, Мексики… Почему такое внимание, которого не удостаивался никто на постсоветском пространстве? Коллег удивило то, что маленькая Беларусь занимает второе место на планете, после Польши, по возделываемым площадям этой сравнительно новой культуры. 500 тысяч гектаров.
Узнав, что практически все они засеваются отечественными сортами, мировые авторитеты ахнули: создать, считай с нуля, за 30 с небольшим лет, 18 озимых и 6 яровых образцов – неподъемный труд! Сегодня тритикале у нас — одна из основных зерновых фуражных культур. Ее качественные признаки, благодаря усилиям ученых, постоянно улучшаются.
Важное место здесь отводится адаптивным технологиям. Из них 30 предложены по яровым зерновым, продуктивностью от 4 до 8 тонн с гектара. Ученые проводят постоянный оперативный мониторинг урожайности по областям. Рекомендуют, что предпринять для исправления ситуации. Скажем, с подкормкой посевов, борьбе с вредителями и болезнями растений. Это способствует предотвращению потерь на полях. Нынче посевы вышли из зимовки в два раза лучше прошлогоднего, не изрежены. Пересеяны только 3,4 процента площадей по республике, когда среднегодовой показатель потерь составляет 8 процентов. Но чувствуется недостаток азота, а чтобы получить тонну зерна надо внести 27 кг этого минерала. Прогноз: будет получено в стране 7,9 миллиона тонн хлеба, без учета кукурузы. Вскоре мы убедимся, насколько верен он.
– Надеемся и на достойный урожай рапса, – продолжила «прогнозную» тему кандидат сесльскохозяйственных наук Ядвига Пилюк. – А это свыше 800 тысяч тонн вала. Для сравнения: пять лет назад было в два раза меньше. Если тритикале сравнительно новая культура, то рапс — самая молодая. Только 28 лет назад появились у нас тогда несколько экзотические ярко-желтые поля. Недоумевали даже агрономы: что с ними делать с этими, сродни маковым, черными крупинками. Сегодня же невозможно представить наш сельскохозяйственный ландшафт без полюбившегося селянам рапса. Он и санитар полей, и великолепный предшественник, и наполнитель денежной кассы. Благодаря ему возникла новая отрасль –маслодобывающая. Правда, наш потребитель еще не оценил все полезные достоинства этого растительного масла, из которого к тому же производят косметику, эфиры, биодизельное топливо, оно является важным компонентом в комбикормах разного назначения. Словом, культура благодатная, прибыльная, импортозамещающая. Ежегодно она экономит для республики 50 млн долларов США, благодаря целенаправленной, плодотворной работе жодинских селекционеров во главе с Ядвигой Эдвардовной Пилюк, лауреатом Государственной премии Республики Беларусь.
– Немецкие коллеги 20 лет назад скептически смотрели на наши усилия, мол, дальше Буга рапс не шагнет, – вспоминает она. – И ошиблись! Сегодня и за Днепр шагнул он. В основном, отсюда, с опытных полей Центра по земледелию. Только за последние 8 лет в Государственный реестр республики внесено 16 новых сортов и гибридов озимого и ярового рапса, получено 12 патентов на сорта и 6 – на изобретения. На 400 тысячах гектаров раскинулись посевы. Каждый давал за последние сезоны по 21,1 центнера. В сумме — 800 тысяч тонн. А 22 центнера рапса по своей энергоемкости и содержанию протеина равны 65 центнерам ячменя.
Теперь и немецкие скептики признали достижения белорусских ученых. Наши сорта, по их компетентному мнению, не уступают зарубежным по качественным показателям, урожайности, а по зимостойкости и засухоустойчивости, отторжению болезней превосходят их. Достигли желаемого результата наши селекционеры в тесном содружестве с академической наукой: генетикой и цитологией, микробиологией, экспериментальной ботаникой, институтом физико-химических проблем. Только что из Лондона пришло сообщение: в солидном английском научном журнале опубликована их статья по исследованиям генетики рапса. А всего за 5 лет в зарубежных специализированных изданиях вышла 21 статья.
Побывали гости на опытных полях овса и ячменя, зернобобовых. крестоцветных и кормовых культур, исчерпывающую информацию о проблематике проводимых исследований предоставили руководители институтов почвоведения и агрохимии Виталий Лапа, защиты растений Сергей Сороко, мелиорации Николай Вахонин, опытной научной станции по сахарной свекле Станислав Татур. Воплощению новинок в производство было посвящено знакомство с базовым предприятием «Шипяны – АСК». Первый заместитель председателя Президиума Национальной академии наук Сергей Чижик отметил полезность подобных творческих встреч, их благотворное влияние на «стыковку» различных наук.