Орден Великой Отечественной войны 2-ой степени, посмертно
награжденного наводчика противотанкового ружья 2-го эскадрона 26-го
кавалерийского полка, 7-й гвардейской кавалерии Житомирской Краснознаменной и
ордена Богдана Хмельницкого дивизии Демьяна Федоровича Нехайчика, навсегда останется
гордостью его родных и близких. В их семейном архиве нет больше наград, она
единственная, но такая дорогая. А еще хранятся копии архивных документов,
благодаря которым и удалось собрать его внуку, Дмитрию Игнатьевичу Говзичу,
краткую информацию о своем героическом дедушке.
Орден Великой Отечественной войны 2-ой степени, посмертно награжденного наводчика противотанкового ружья 2-го эскадрона 26-го кавалерийского полка, 7-й гвардейской кавалерии Житомирской Краснознаменной и ордена Богдана Хмельницкого дивизии Демьяна Федоровича Нехайчика, навсегда останется гордостью его родных и близких. В их семейном архиве нет больше наград, она единственная, но такая дорогая. А еще хранятся копии архивных документов, благодаря которым и удалось собрать его внуку, Дмитрию Игнатьевичу Говзичу, краткую информацию о своем героическом дедушке.
— Мой дед родился в 1905 году в деревне Погорельцы Логойского района, которая позже стала относиться к Смолевичскому району, — рассказывает Дмитрий Игнатьевич. – Это отец моей мамы. По ее рассказам я знаю, что он практически все время был солдатом. Сложное было время, часто забирали на военные сборы, на полгода или год. А в свободное от службы время, дед работал бригадиром в колхозе в Прилепах. Держал собственное хозяйство, любил заниматься пчеловодством и держал большую пасеку. Был участником советско-финской войны, затем вернулся домой. А когда началась Великая Отечественная, буквально с первых дней войны, ушел воевать на фронт.
До войны успел обзавестись семьей, было четверо детей, которые остались в деревне Погорельцы. Бабушка, Мария Андреевна, два раза смерти чудом избежала. Однажды немцы ее очень сильно избили, еле выжила. Она работала в Околице на скотобойне. Кушать было нечего, так она и взяла у фашистов кусок мяса, а они заметили это. Жестоко избили, но спасли бабушку русские военнопленные, рискуя собственной жизнью. Семья Демьяна Федоровича всю войну пережила, правда, очень тяжело было, учитывая и тот факт, что немцы Погорельцы сожгли дотла. А в августе сорок четвертого бабушке Марии пришла похоронка, что ее муж «в бою за социалистическую Родину, верный воинской присяге, проявив геройство и мужество, был ранен и умер от ран 25 июля 1944 года. Похоронен с отданием воинских почестей в селе Липники Мосты Вельковского района Львовской области». Вдове Демьяна Федоровича, как жене погибшего героя, в качестве гуманитарной помощи была выделена корова, но забирать ее нужно было в Германии. И бабуля пошла за линию фронта, чтобы привести буренку домой. Попала в медсанбат, где лежала вместе с ранеными солдатами, но животное домой привела.
— И Вы, спустя столько лет, отправились искать могилу своего деда?
— Мне всегда хотелось найти место его захоронения. Я сначала написал письмо в Красный Крест. Мне ответили, что Демьян Федорович Нехайчик погиб смертью храбрых и похоронен в Мостах Великих. А затем, я стал использовать информацию, найденную в интернете, рассказы его родной сестры, которая живет в поселке Усяж, и выяснил точно, где находится его могилка. Правда, во Львовской области нашлись три деревни с таким названием, но это были другие населеннее пункты. Мне помог мой знакомый из Симферополя, который прислал польскую карту 1939 года. На ней я и нашел нужные мне Липники. И вот я решился поехать в Украину вместе со своим товарищем. Нашли по карте то место, где раньше находилась деревня. Там осталось только заболоченное место и огромные деревья. Я хотел найти одиночную могилу деда, сначала привести ее в порядок, а попозже перевести останки на родину. Боялись, конечно, расспрашивать местное население, да и столько времени прошло. Тем не менее, к нам привели под руки очень старого мужчину, который согласился разговаривать на польском или украинском языке. Правда, ничего нового не удалось узнать от него. Так мы захоронение и не нашли, хотя обошли все кладбище. Позже, по возвращению домой, я узнал, что Демьян Федорович Нехайчик похоронен в братской могиле в Мостах Великих. А до нее мы не дошли буквально метров сто. Обидно было, конечно. Что касается места, где дед погиб, то это село называется Воля-Высоцкая Жовковского района Львовской области. Оно знаменитое в Украине. Во время Первой мировой войны здесь проходили бои. 8 сентября 1914 русский военный летчик Петр Нестеров совершил в воздушном бою первый в мире воздушный таран – «петля Нестерова», сбив австрийский самолет барона Розенталя. В этом бою оба погибли.
— Вам известно что-нибудь о том, как был смертельно ранен Ваш дедушка?
— Об этом я прочитал в наградном листе. Там было написано: «Гвардии рядовой товарищ Нехайчик Д.Ф., наводчик противотанкового ружья, в боях с немецкими захватчиками под Воля Высоцкой проявил стойкость, мужество и отвагу. Он из своего противотанкового ружья уничтожил две огневые точки противника, тем самым дав возможность продвигаться эскадрону вперед. И когда эскадрон подошел на 50 метров к окопам противника, тот, из глубины своей обороны, открыл огонь по эскадрону. Тогда товарищ Нехайчик несколькими выстрелами из своего ПТР заставил замолчать и эту огневую точку врага. В этом же бою 21 июля 1944 года товарищ Нехайчик был тяжело ранен, а по дороге в госпиталь скончался. Был смелый и отважный бронебойщик, о котором слава в эскадроне никогда не умрет». Вот это все, что нам известно. Очень бы хотелось навестить его могилу. Теперь, в связи с ситуацией в Украине, я пока не могу туда поехать, хотя надеюсь, что в недалеком будущем это удастся осуществить.
— Вы проводите целое расследование, собирая информацию семидесятилетней давности. А зачем Вам сейчас это?
— Это очень важно для меня. Мне бы хотелось, чтобы моя мама и его дочь, смогла побывать на могиле своего отца. Я хочу, чтобы мои дети, внуки знали, помнили, чтили и уважали подвиги наших отцов и дедов. Это те люди, благодаря которым мы сегодня живем. Бабушка Мария умерла в 1969 году. Я как-то показал своему другу статью в вашей газете «Погорельцы. Где память жива, там хранится история», а он мне ответил: «Ничего, твой дед отомстил за сожженную деревню».
Вот так и воевали герои… Действительно, мстили врагу за разрушенные и сожженные города и села, за убитых и покалеченных детей, стариков, родных и близких. И пусть они не награждались высокими наградами, их имена и портреты не увековечены в книгах или на мемориальных досках, но шаг за шагом, в те военные годы, они приближались к общей Победе. А еще очень важно, что их помнят. И семьдесят лет – не преграда, а тысячи километров – не расстояние для тех, кому они смогли подарить самое ценное – мирную жизнь.
Наталья МЕХЕДКО.
На снимке: ветеран финской войны и герой Великой Отечественной войны Демьян Федорович Нехайчик.
Фото из семейного архива.
Информацию читайте в номере 233 – 234 от 08.10.2014 г.