Часто граждане, особенно в силу преклонного возраста, доверчивы и наивны. На это и рассчитывают нечестные на руку люди, которые проникают в квартиры под различными предлогами. После визитов многие отдают свои последние сбережения за некачественные товары или услуги.

Рекламируя товары, продавцы зачастую обращаются к  темам, которые наиболее актуальны у потребителей пожилого возраста, это и товары, связанные с улучшением здоровья, питания, качества жизни. Ассортимент товаров и услуг, реализуемых такими способами, широк – косметическая продукция, медицинские приборы, пылесосы, медицинские препараты, фильтры для очистки воды, посуда, замена и поверка приборов учета и др.

Прежде, чем приобрести товар, следует продумать вопрос о необходимости покупки, ознакомиться с инструкцией, внимательно изучить все имеющиеся у продавца документы, посоветоваться с родными и близкими о предстоящей покупке.

Зачастую при продаже таких товаров и услуг мошенники манипулируют ценой, первоначально озвучивают высокую стоимость, а в дальнейшем предоставляют якобы большую скидку в рамках специальной акции или «персонального» предложения. При этом убеждают покупателя, что договор нужно заключить именно сегодня, а  в случае невозможности  оплаты покупателем товара всегда готовы предоставить «рассрочку». Однако данная «рассрочка» является кредитом, который потребитель обязан  выплатить уже не продавцу, а банку вместе с процентами за его пользование.

Нередко продавцы берут на себя роль представителей органов государственной власти, используя фальшивые удостоверения и манипулируя тем, что якобы пенсионер попал под действие некой государственной программы адресной помощи. В таких случаях необходимо перезвонить в указанный мошенником орган государственной власти и уточнить информацию: есть ли такой специалист, действительно ли планировалось посещение специалистами и другие уточняющие вопросы.

Чтобы обезопасить себя, близких и не оказаться жертвой мошенников, рекомендуем придерживаться нескольких правил:

Бережно относитесь к своим персональным данным и документам. Не следует отдавать в руки чужим людям паспорт, никогда никому не называть данные банковской карты.

С осторожностью приобретайте у людей, занимающихся квартирным сетевым маркетингом, продукты, мелкую бытовую технику – товары могут не соответствовать обязательным требованиям, а их цена, как правило, завышается в десятки раз.

С осторожностью посещайте бесплатные демонстрации косметологических услуг, презентации косметики с «исключительными» свойствами. Продавцы таких товаров и услуг, услышав о недостатке денежных средств, убеждают граждан заключать кредитные договоры на крупные суммы. Документация по таким сделкам часто сложная и запутанная, напечатанная мелким шрифтом. Продавцы настойчивы и торопят с подписанием договора.

Если Вас по телефону приглашают на какое-либо мероприятие, встречу (например, демонстрацию новых товаров, предоставление бесплатных услуг) и просят взять с собой паспорт, то большая вероятность, что основная задача таких продавцов (исполнителей) продать дорогостоящий товар (оказать услугу) с предоставлением кредита.

Не испытывайте неловкость и не стесняйтесь сказать твердое «НЕТ», продавцам активно предлагающим товары. Помните, что их задача – продать Вам товар любой ценой.

Что же делать, если мошенничество уже состоялось?

Главное – сохраняйте спокойствие. Первое и универсальное правило – не поддаваться панике. Важно понимать, что существует целый комплекс доступных мер для противодействия такого рода мошенничеству.

Сразу же обращайтесь в правоохранительные органы. Не стоит думать, что раз вы не знаете ничего о злоумышленнике, то дело безнадежно.  Правоохранительные органы выработали эффективные меры расследования подобных дел.

Уважаемые граждане, сохраняйте бдительность!

 

 Ольга ВАШКОВСКАЯ, заведующий отделением первичного приема, анализа, информации и прогнозирования  ГУ «Смолевичский территориальный центр социального обслуживания  населения».