Продолжая рассказывать о подвигах и достижениях людей, которыми должна гордиться вся наша страна, поговорим о Михаиле Высоцком, который получил высокие награды  за вклад в развитие белорусского машиностроения.

Продолжая рассказывать о подвигах и достижениях людей, которыми должна гордиться вся наша страна, поговорим о Михаиле Высоцком, который получил высокие награды  за вклад в развитие белорусского машиностроения.

Михаил Высоцкий родился в 1928 году в деревне Семежево Минской области. О его детстве мало что известно (по крайней мере в открытых источниках), также как и о том, как он с семьей пережил Великую Отечественную войну. Но уже в 1946 году он устроился слесарем-сборщиком на Минский автомобильный завод, а одновременно с работой учился в Минском автомеханическом техникуме, который успешно закончил в 1949 году. В своей дипломной работе Михаил Степанович предложил проект первого конвейера по сборке автомобилей на МАЗе.

Сразу после окончания работы он перешел на должность конструктора и одновременно начал обучаться во Всесоюзном заочном машиностроительном институте, который окончил в 1955 году.

В 50-х годах Высоцкий принимал активное участие по созданию автомобилей МАЗ-200 и МАЗ-205. А разработанные при его участии прицепы и полуприцепы активно использовались при запуске первого искусственного спутника земли. Большим испытанием стала разработка первого в мире 40-тонного самосвала МАЗ-530.

В 1961 году Михаил Степанович становится главным конструктором МАЗа. Именно с этого года начинается расцвет Минского автозавода. Под непосредственным руководством Высоцкого были разработаны десятки моделей автомобилей, в том числе и для Камского автомобильного завода. Перечислять их все нет необходимости.

Вспомнить можно о проекте автомобиля, который, к сожалению, так никогда и не был выпущен, — МАЗ-2000 «Перестройка». В 1988 году он получил золотую медаль Большого парижского автосалона и был официально признан «Автомобилем XXI» века. Но из-за развала СССР, кризиса «Перестройка» так и не вышла на конвейерное производство, хотя интерес к данному автомобилю проявили многие европейские страны. Единственная сохранившаяся на сегодня «Перестройка» установлена на постаменте около завода.

Михаил Высоцкий выступил инициатором создания на МАЗе производства отечественных автобусов, которое и началось в 1992 году. Именно благодаря этому на наших дорогах сегодня ездят белорусские автобусы.

Кроме разработки новых моделей, Высоцкий занимался и научной деятельности. Его труды стали основой для совершенствования автомобильного производства и его развития. Им опубликовано более 450 научных статей, издано 20 монографий, получено более 100 патентов. В 1989 году он стал действительным членом Академии наук БССР. Активно занимался преподаванием и обучением.

Другими словами, перечислить все заслуги Михаила Степановича Высоцкого перед автомобилестроением очень сложно. Для этого придется написать целую научную статью. Можно с уверенностью сказать, не будь его, и сегодня МАЗ был бы совсем другим предприятием, если бы вообще был.

В 1997 году Международный биографический центр в Кембридже присвоил Михаилу Высоцкому звание «Человек года-1997». Также в этом же году ему была вручена Медаль Чести за выдающиеся достижения в науке. А Американский биографический институт внес имя Михаила Высоцкого в список 5000 ученых, внесших наиболее значительный вклад в развитие науки 20 века.

Что касается должностей, которые занимал Михаил Степанович во время трудовой деятельности, то их также бессмысленно перечислять. Среди самых заметных из них — редактор энциклопедии «Машиностроение» (Россия), член редакционного совета журнала «International Journal of Vehicle Design» (Великобритания).

Лишь по этим фактам видно, что его мнение высоко ценилось во всем мире. С ним советовались и ценили его авторитет.

К сожалению, 25 февраля 2013 года Михаил Степанович умер.

Другие награды перечислять можно бесконечно. Самые заметные из них: орден Трудового Красного Знамени, Государственная премия СССР, орден Ленина, Государственная премия БССР, звание «Заслуженный работник промышленности СССР», Орден Отечества III степени, медаль имени Королева, Орден Отечества ІІ степени, звание Почетный гражданин Минска, Медаль Чести.

Память Михаила Степановича практически никак не увековечена. По крайней мере информации об этом в открытом доступе нет. Хотя на малой родине Высоцкого, в поселке Семежево был организован Дом-музей Героя Беларуси М.С.Высоцкого.

У М.С.Высоцкого на самом деле огромные достижения. Основоположник белорусского машиностроения. Научные работы Михаила Степановича до сих пор ценятся во всем мире. Автомобильные заводы из других стран учились опыту у Высоцкого, перенимали его идеи и разработки. И это все, даже не говоря о его достижениях в должности главного конструктора МАЗа. Да и вообще он проработал на Минском автозаводе 50 лет, 36 из которых был главным конструктором.

Михаил Степанович удостоен звания Героя Беларуси по одной простой причине: его заслуги важны не только для Беларуси, но и для всего мира.

По материалам печати.

Информацию читайте в № 21-24 от 25.01.2017 г.