Свято-Успенская церковь в Сарье,  небольшом местечке  в Верхнедвинском районе Витебской области, обязательно стоит посетить любознательным путешественникам. При въезде в деревню, получившую название от протекающей здесь реки Сарьянки, сразу бросается в глаза крайне необычного вида храм в неоготическом стиле. По всем канонам исполнения он должен быть костелом, каковым и являлся по факту возведения в 1851–1857 годах, однако в настоящее время здесь действует православный приход.

 

Свято-Успенская церковь в Сарье,  небольшом местечке  в Верхнедвинском районе Витебской области, обязательно стоит посетить любознательным путешественникам. При въезде в деревню, получившую название от протекающей здесь реки Сарьянки, сразу бросается в глаза крайне необычного вида храм в неоготическом стиле. По всем канонам исполнения он должен быть костелом, каковым и являлся по факту возведения в 1851–1857 годах, однако в настоящее время здесь действует православный приход.

Давным-давно, в начале XVI века, деревня Сарья была наследной землей магнатов Сапегов, а в XVIII веке перешла к мстиславскому старосте Николаю Лопатинскому, сыну которого – Игнатию – было суждено увековечить память о своей возлюбленной в форме необычного храма, повторив тем самым романтический подвиг инициатора создания всемирно известного Тадж-Махала.

А началось все с того, что Игнатию Лопатинскому приглянулась молодая барышня по имени Марыся Шумская. Родом она была не из богатой семьи. Но это не остановило шляхтича, который без памяти влюбился, женился на ней и до конца своих дней хранил верность.

К сожалению, жизнь была не слишком благосклонна к этой паре: сначала умер их первенец, а во время тяжелых родов, третьих по счету, скончалась и сама супруга. Игнатий глубоко переживал смерть жены и в память о ней решил возвести в Сарье рядом с ее могилой костел.

Успешно реализовать этот замысел помог известный прусский архитектор Густав Шахт, который жил на тот момент неподалеку – в городке Освея. Используя богатство изысканных, вертикально-стремительных кирпичных тяг, ниш, шпилей, высоких стрельчатых проемов, он придал Сарьянскому костелу воздушную легкость и изящную графичность. Кирпич для храма сделали на небольшом заводике, который принадлежал Игнатию Лопатинскому и находился в одной из его деревень. Постройка этого величественного сооружения завершилась в 1857 году, после чего костел был освящен в честь святой Марии.

Очень нелегко далось Лопатинскому это предприятие, ведь в XIX веке на территории Российской империи существовала жесткая регламентация католической жизни – открытие новых костелов было, по сути, невозможно. Охваченный отчаянием и тоскою после смерти любимой жены, Игнатий Лопатинский не желал ждать разрешения властей на то, что считал своим долгом христианина и мужа. И вот Витебское губернское управление возбудило дело против хозяина Сарьи, а в его поместье даже направили специальную комиссию для проведения «дознания». Лопатинский с огромным трудом убеждал ее членов в том, что возведенная на его собственные средства постройка – никакой не костел, а просто необычного вида памятник рядом с могилой супруги, в котором будут размещены бюсты умерших предков, фамильный архив, библиотека и разные древности. В итоге комиссия посчитала шляхтича редкостным чудаком, но разрешение все-таки выдала.

Во время национально-освободительного восстания 1863-1864 годов в Польше, Литве и Беларуси Игнатий Лопатинский стал его активным деятелем. В качестве наказания за участие в антироссийском восстании Сарьянский костел был конфискован и в 1865 году закрыт. Строение храма передали в православное ведомство. Лопатинский неимоверными усилиями пытался вернуть храм – этот самый дорогой его сердцу памятник. Он даже предлагал властям пожертвовать свои деньги на возведение новой православной церкви, но все было тщетно. В 1869 году костел был переосвящен в православную церковь имени Успения Богородицы.

ХХ век принес новый виток испытаний для «Сарьянской жемчужины»: в 1935-м церковь закрыли, а после Второй мировой войны в ней находился склад. В конце 80-х храм восстановили, в 1989 – вернули католикам, но уже через год, в 1990-м, снова передали православному приходу Успения Пресвятой Богородицы.

Подготовила Н.ТЫШКОВСКАЯ.

Фото из Интернета.

Информацию читайте в номере 249-252 от  23.08.2017 г.