ТЕХНИЧЕСКИЙ ПРОГРЕСС ПЛЮС СТАРАНИЕ 

Неоднократно в детстве мне приходилось видеть, как работала моя тетя
— доярка молочно-товарной фермы «Шипяны”, как работа в ее «руках горела”. Но это
было давно. Теперь со стороны я
наблюдала за работой оператора машинного доения МТФ «Курганы» Елены Николаевны
Гапанович предприятия РУП «Шипяны-АСК».

ТЕХНИЧЕСКИЙ ПРОГРЕСС ПЛЮС СТАРАНИЕ 

Неоднократно в детстве мне приходилось видеть, как работала моя тетя — доярка молочно-товарной фермы «Шипяны”, как работа в ее «руках горела”. Но это было давно. Теперь со стороны я наблюдала за работой оператора машинного доения МТФ «Курганы» Елены Николаевны Гапанович предприятия РУП «Шипяны-АСК».

Сама она местная, родилась и выросла в деревне Забродье. Мама работала телятницей, папа – мелиоратором. Одна из простых сельских семей из глубинки, в которых очень часто дети идут по стопам отца и матери. Может, потому, что привыкают с самого детства трудиться бок о бок с родителями, а, может быть, потому, что после этого самого «в детстве мы помогали», другой жизни для себя уже не представляют.

— Можно сказать, что эта моя первая профессия, да, видимо, и последняя, — рассказывает Елена Николаевна. — В 1990 году я поступила в Марьиногорский сельскохозяйственный техникум по специальности «технолог сельского хозяйства», но, к сожалению, не закончила его. Вышла замуж, а потом, после первого курса, ушла в декретный отпуск. Когда через три года приехала к родителям, то решила пойти работать на ферму, да и выбора в этих местах с работой особого не было. Чуть позже нашей семье дали квартиру в Курганах. Так и остались здесь. Работаю в хояйстве с 1993 года. Сначала в деревне Доброводка, а затем, с девяносто шестого, уже в Курганах. Сложнее всего было привыкнуть к той нагрузке, с которой пришлось столкнуться на ферме. Пусть сейчас и оборудование совсем другое, чем мы видели в детстве, но все равно своими руками приходится много «железок» перевернуть. С ранними подъемами и недосыпаниями тоже нужно было смириться.

— А желания доучиться не было?

— Можно было восстановиться после академического отпуска и получить диплом, но тогда об этом не думала, а теперь, видимо, уже поздно за книжки садиться. Сейчас понимаю, конечно, что из-за собственной лени когда-то не довела это дело до конца.

— Может быть, и в Вашей жизни многое бы поменялось.

— Я могла изменить свою жизнь еще тогда, когда заканчивала Верхменскую среднюю школу. Очень петь любила, да и получалось неплохо, есть вокальные данные, как говорится. Директор Смолевичского ГДК Иван Антонович Гоцман был у меня учителем пения. Ой, сколько мы с ним конкурсов и концертов прошли! Предлагал мне направление в институт культуры, а я, глупая, побоялась. Специального музыкального образования у меня не было. Да и еще, может быть страшно, идти в то неизвестное, что меня ожидало. Не хватило смелости и настойчивости. Жалею, конечно, что не могла реализовать себя в том, чем очень любила заниматься.

— А о семье своей расскажите, пожалуйста.

— Мой муж работает в этом же хозяйстве трактористом. Двое взрослых деток. Дочь уже шестой год работает проводницей на фирменном поезде «Москва-Минск», а сын — студент второго курса БАТУ. В будущем получит специальность инженера.

— Можете себе позволить немного расслабиться в выходной день?

— Когда не нужно идти на работу, то я даже будильник не завожу и рано не встаю. В неделю у нас два выходных. Один раз в месяц выпадает три дня выходных на неделе. Дома есть свое хозяйство, которое тоже требует внимания, как говорят. Летом огород добавляется. К сожалению, я отдыхать не умею, видимо. Практически никуда не приходится выезжать, все время находишь какую-то работу, иногда кажется, что круглосуточно. У нас трехразовая дойка. Я дома иногда шучу, что здесь, на ферме, у меня сначала первая смена, затем дома вторая. После бежишь на вторую дойку – это третья смена, затем опять домой на четвертую. Пятая смена начинается вместе с третьей дойкой, а шестая, ночная, уже опять дома (смеется). Конечно, организовываем семейные праздники, когда приезжают дети.

— Елена Николаевна – одна из лучших операторов машинного доения, — присоединяется к разговору заведующая молочно-товарной фермой Любовь Николаевна Орехова. – Это человек, который умеет работать по-настоящему. Точно такая она и дома. В паре с Еленой Александровной Леоновой они работают с группой коров в триста двадцать шесть голов. И средний надой от одного животного составляет девятнадцать с половиной литров в день. А это очень хороший результат!

Да, доить коров нелегко, здесь тоже нужно мастерство. Современное производство не сравнить с тем, что было на старых фермах, когда очень многое зависело от ручной работы. Теперь стало легче, но возросли и требования. Нужно постоянно увеличивать выпуск сырья, и перед работниками ставится задача — получать молоко класса «экстра”. Это выгодно, так как чем больше продукции и лучшего качества, тем больше у предприятия денег. А достичь отличных результатов можно, сохраняя передовые технологии. У операторов машинного доения есть свои «золотые правила”. Молоко, конечно, у коровы на языке, очень важно то, как и чем ее накормят. Но многое зависит также и от добросовестности, и тщательности доярки.

Наталья МЕХЕДКО.

На снимке: Елена Николаевна Гапанович.

Фото автора.

Информацию читайте в номере 119 – 120 от 28.05.2014 г.