Самолет-памятник в Щучине – настоящая боевая машина МиГ-25ПУ, ранее носившая бортовой номер 18. Службу боевая машина проходила в Барановичах в первом авиационном полку.

Этот памятник появился в городе в 1999 году. Самолет установлен в Щучине в честь десятого разведывательного авиационного Московско-Кенигсбергского Краснознаменного ордена Суворова третьей степени полка. Эта часть базировалась в городе до конца XX века. Боевая машина установлена на постаменте на шасси, ее корпус не покрыт краской, а имеет естественный металлический оттенок.

Выбор памятника неслучайный: Щучин всегда был авиационным городом, здесь располагались аэродром и училище. А в 1990 – 1991 году в городе концентрировались почти все машины марки МиГ-25 БУ, которые на тот момент выпустили советские заводы. На местных аэродромах советские военные учились управлять новой техникой, выполнять сложные маневры, изучали на практике тактику ведения воздушных боев.

В августе 2015 года самолет был демонтирован. По пояснениям градостроительной комиссии, памятник не вписывался в архитектурную композицию города. Бывший памятник отправился в ангар, что очень возмутило местных активистов. Инициативная группа предложила рассмотреть вариант о переносе памятника, который одобрили местные органы управления.

Место для самолета-памятника выбирали народным голосованием. И через некоторое время самолет вновь водрузили на постамент на берегу Щучинского водохранилища.

…И ПАРОВОЗУ В ОРШЕ

Памятник магистральному пассажирскому паровозу П-36 был установлен на центральной площади железнодорожного вокзала Орши в 1984 году. Установка памятника была приурочена к сорокалетию со дня освобождения Беларуси от немецко-фашистских захватчиков.

К слову, железнодорожное депо Орши сыграло немаловажную роль в обеспечении связи, поставок продуктов и оружия на фронт.

Модель П-36 выпускалась на Коломенском заводе, паровоз сразу заработал славу за скорость, высокую грузоподъемность. В народе он получил название «генерал» за широкие полосы, тянущиеся вдоль боков, которые действительно напоминают эполеты. Благодаря этому паровозу значительно выросли объемы пассажирских перевозок на всей территории Советского Союза. Сначала фронтон украшало изображение красной звезды с портретом Сталина или Ленина. Позже, после XX съезда КПСС, изображение заменили на герб СССР.

Модель П-36 стала последней моделью пассажирских паровозов, которые выпускались в Советском Союзе. Во многих магистральных узлах городов бывшего СССР они также установлены на постаментах как памятник трудолюбию советских железнодорожников.

В Орше недалеко от паровоза П-36 расположен также памятник подпольщику Константину Заслонову. В годы Великой Отечественной войны он работал на одном из железнодорожных узлов. Посещение этих памятников входит в обзорные экскурсии по городу, тематические туры.

Подготовила Н.ТЫШКОВСКАЯ.

Фото из Интернета.