…ЧУГУНО-ЛИТЕЙНОГО ЗАВОДА «ГИГАНТ»
Здание чугунолитейного завода «Гигант» в Минске было возведено в 1907-1908 годах. Однако чугунолитейный завод «Гигант» гигантом вовсе не был: на нем работало порядка 12 рабочих, да и использовали в производстве примитивное оборудование. Первоначально, здание представляло собой небольшое деревянное сооружение, больше напоминавшее склад. На заводе ремонтировали водопроводное оборудование и сельскохозяйственные машины, а также выпускались мелкие скобяные изделия.
Однако в 1912 году завод «Гигант» был реконструирован и переименован в завод «Энергия». Число рабочих на нем удвоилось, там начали изготавливать памятники, ограды, части машин и другие чугунные изделия. В 1913 году деревянное здание завода сгорело, однако в 1914 году он вновь возобновил работу.
После Февральской революции 1917 года завод приостановил свою деятельность и стал народной собственностью. До 1921 года проходила его масштабная реконструкция (деревянное здание заменяли каменным), а затем первый в БССР чугунолитейный и металлообрабатывающий завод «Энергия» возобновил свою деятельность. В первые годы Советского государства завод «Энергия» был одним из самых крупных предприятий БССР.
В 1930 году чугунолитейный завод «Энергия» был переименован в завод имени К.Е.Ворошилова. В годы Великой Отечественной войны на заводе действовали группы подпольщиков. После войны завод полностью смог возобновить работу лишь в 1948 году. В 1961 году предприятие вновь переименовали. В этот раз в завод имени Октябрьской революции. Такое название носит завод и по сей день (сокращенно – МЗОР).
Здание чугунолитейного завода «Гигант» в Минске сегодня является одним из корпусов Минского завода имени Октябрьской революции. Многие туристы начинают знакомство с Минском именно с улицы Октябрьской. Ведь здесь каждое второе здание – памятник архитектуры 19 – начала 20 века!
… КОНДИТЕРСКИХ ОФЛИ
Кондитерские Офли в Минске представляли собой сеть кондитерских и булочных. Кондитерские под названием «Константинопольская» можно было увидеть в самых разных частях Минска еще в начале прошлого века, хотя появились они в 19 веке.
Офли – целая династия минских пекарей турецкого происхождения. При этом, живя и работая в Минске, Офли оставались турецкими верноподданными. Первое упоминание о семье Офли в минских архивах связано с прошением братьев Офли открыть турецкую булочную на Базарной площади (сегодня – площадь 8 Марта). Впоследствии один из братьев, Ахмед, стал очень богатым человеком и даже построил в Минске шикарный трехэтажный дом, где жил со своей супругой Аминетой. Сегодня этот дом по улице Янки Купалы, 5, реставрируется, правда, уж очень медленными темпами.
Сначала Офли принимали на работу белорусов. Однако, начиная с 1902 года, в кондитерских работали только турки (за редким исключением – например, управляющим у Офли был русский Николай Ованесов).
Офли не заключали со своими работниками никаких письменных соглашений, однако все делалось по совести и никто никого не обманывал. Производство было немаленькое, хлебобулочные изделия выпекались в большом количестве. Но за качеством строго следили, все проверки фиксировали соблюдение санитарно-гигиенических норм.
В кондитерской Офли в Минске можно было купить свежеиспеченные торты, кексы и печенье, попробовать восточные сладости, а также кофе и чай разнообразных сортов и видов.
Первую булочную Офли открыли в 1892 году в здании, арендованном у господина Мельцера (сегодня там размещается Национальный банк Республики Беларусь). Филиал на современной Комсомольской улице был открыт немного позже. Руководил филиалом Халим Мустафа Офли.
После смерти Ахмеда Офли сеть кондитерских перешла по наследству к его супруге Аминете Офли-Заде, которая успешно руководила производством вплоть до Первой мировой войны. Видимо, в отличие от проблемы политических прав женщин, проблемы их прав в области предпринимательства не существовало.
Здания кондитерских Офли в Минске сегодня входят во многие экскурсии по Минску.
…ОБУВНОЙ ФАБРИКИ ЦИТВЕРА
Здание обувной фабрики Цитвера в Минске было построено в середине 19 века и представляет собой двухэтажное строение. Композиционно оно является частью большого объемного здания, состоящего из трех частей. Здание не лишено определенного декора: карнизные пояса, лучковые окна с карнизами, сандрики.
Здание принадлежало М.Цитверу, который в 1871 году открыл в нем сапожную мастерскую. М.Цитвер покупал у ремесленников обувные заготовки, а в мастерской уже шилась из них готовая обувь. В 1913 году это уже была не мастерская, а целая обувная фабрика, на которой работало 40 рабочих! Фабрика имела свой двигатель (удовольствие недешевое для того времени!). За 1913 год фабрика выпустила продукции на 55 тысяч рублей – целое состояние!
К сожалению, процветала обувная фабрика Цитвера недолго. Пришла советская власть, а с ней и повсеместная конфискация имущества. М.Цитвер не только лишился своего имущества, но и позже стал жертвой репрессий советского режима. Умер Цитвер вдали от дома, на рудниках Воркуты.
Сегодня в здании обувной фабрики Цитвера в Минске располагается музей истории белорусской литературы. Но что было в этом здании раньше, мало кто знает. Лишь некоторые экскурсоводы Минска во время обзорной экскурсии по Минску рассказывают о добротной обуви, некогда производимой в здании на улице Богдановича, 15.
…ГОСТИНИЦЫ КРОНШТАДТ
Здание гостиницы Кронштадт в Минске было построено в 1913 году по проекту архитектора Генриха Гая. Гостиница Кронштадт (дом Ждановича) была небольшой – всего-то шесть номеров, поэтому занимала только часть здания. Остальную часть здания занимало Минское земледельческое общество взаимного страхования.
В начале 20 века здание гостиницы Кронштадт было одним из самых больших и монументальных зданий Минска. Владельцем земли, на которой было построено это здание, являлся граф Кароль Чапский.
Здание гостиницы Кронштадт в Минске было довольно импозантным – архитектуру здания отличают бывшие модными в то время элементы модерна. В целом здание построено в стиле неоклассицизма.
На углу здания (в верхней его части) расположена скульптурная композиция – редкий в то время для Минска декоративный элемент. Автор композиции неизвестен, предположительно – Станислав Гайдукевич. Скульптурная композиция изображает греческую богиню плодородия, богатства и земледелия Деметру с детьми.
Краткое описание скульптурной композиции сохранилось в материалах инвентаризации за 1915-1916 года. Скульптура украшала здание с 1913 по 1952 года, затем на протяжении долгих десятилетий была замурована в одном из зданий Министерства внутренних дел. Однако недавно скульптура, хоть и сильно поврежденная, была найдена. Минские скульпторы Александр Дранец и Павел Цибуля воссоздали изображение Деметры, в 2004 году она заняла свое историческое место – верхнюю часть здания гостиницы Кронштадт.
Автор здания – Генрих Гай – архитектор известный в Беларуси. Поляк по происхождению, он в дореволюционные годы построил в Беларуси много красивых зданий. Здание, где сегодня размещается музей Петруся Бровки, дом Уминского на Советской, а также многие здания межвоенного периода в Пинске, Бресте и Барановичах принадлежат этому замечательному архитектору.
Здание гостиницы Кронштадт в Минске является одним их самых значительных строений своего времени. Поэтому и сегодня оно вызывает интерес у туристов. Сегодня в здании располагается Министерство внутренних дел.
Подготовила Н.ТЫШКОВСКАЯ.
Фото из Интернета.