«НЕТАЛАНТЛИВЫХ ДЕТЕЙ НЕ БЫВАЕТ. В КАЖДОМ РЕБЕНКЕ ЗАЛОЖЕН ТАЛАНТ, И  НАША ЗАДАЧА – ЕГО РАСКРЫТЬ»

Женщины сегодня наравне с мужчинами трудятся в самых различных сферах. И не просто трудятся. Они добиваются значимых результатов в работе, общественной жизни. При этом, не забывая про свою семью.

 

«НЕТАЛАНТЛИВЫХ ДЕТЕЙ НЕ БЫВАЕТ. В КАЖДОМ РЕБЕНКЕ ЗАЛОЖЕН ТАЛАНТ, И  НАША ЗАДАЧА – ЕГО РАСКРЫТЬ»

Женщины сегодня наравне с мужчинами трудятся в самых различных сферах. И не просто трудятся. Они добиваются значимых результатов в работе, общественной жизни. При этом, не забывая про свою семью.

Кто они – современные женщины-руководители? Что лежит в основе их успешности? Как они достигают поставленных задач, о чем мечтают, чем гордятся? Об этом и не только наш новый проект . в котором наши землячки, которые смогли реализовать себя на профессиональном поприще, и сегодня занимают руководящие должности в организациях, учреждениях, общественных объединениях района, отвечая на 25 вопросов журналиста нашей газеты.

Героиней нашей рубрики сегодня стала Надежда Валерьевна Новинская (на фото), которая умело сочетает профессию педагога музыкальной школы, при этом являясь заведующим хоровым отделением, и руководителя народного ансамбля учителей ГУО «Смолевичская детская школа искусств» «Ад шчырага сэрца». Коллектив выступает с многочисленными концертами не только в родном городе, но и за его пределами. Неоднократно удостаивался высоких наград за участие в престижных конкурсах и фестивалях. Отличительной чертой коллектива является постоянный поиск и стремление к новому и разностороннему, как в его репертуаре, так и стиле исполнения: от народного до классического, от светского до духовного, от академического до эстрадного.

1. –  Надежда Валерьевна, когда в Вашу жизнь вошла музыка?

– С детства. Я училась в школе № 5 города Жодино, которая в то время была с музыкально-хоровым уклоном. Учеба в общеобразовательной школе проходила параллельно с музыкальной. И так девять лет. Признаюсь честно, я не планировала быть музыкантом. Хотя у меня достаточно все неплохо получалось. Я с отличием окончила музыкальную школу. Мои одноклассники поступали в училище. И мне тоже захотелось попробовать свои силы. А куда мог пойти человек, который с отличием окончил музыкальную школу, как не на теоретическое отделение? Подготовка заняла буквально месяц, и я поступила. Вот с этого самого момента музыка прочно вошла в мою жизнь.  Я много раз представляла себе, уже, будучи педагогом, как по-другому могла бы сложиться жизнь. Но понимаю, что другого не дано. После окончания теоретического отделения музыкального училища, уже проработав какое-то время в школе искусств, окончила факультет музыкального исполнения по специальности хоровая (академическая) музыка Белорусского государственного университета культуры.

2. – Трудно ли сегодня быть педагогом музыкальных дисциплин?

 – Профессия педагога теоретических дисциплин  достаточно сложная, противоречивая.

Дети и их родители, к примеру, к обучению игре на инструменте подходят более фундаментально. Поскольку это инструмент и на нем нужно научиться играть, стараются приложить для этого максимум усилий, а что такое сольфеджио или музыкальная литература? Ладно, музыкальная литература – предмет, который, в принципе, дает понятие об эпохах, музыкантах, стилях, направлениях в музыке, рассказывает о композиторах, их деятельности, сочинениях. А вот сольфеджио у учеников нередко вызывает некоторое недоумение, что здесь и зачем? Поэтому иногда приходится придумывать новые формы, элементы преподавания, чтобы доказать ученикам и родителям, что сольфеджио – это очень интересный и нужный предмет. Да, может быть сложный в плане подготовки, изучения, но, если не пропускать занятия, готовиться к урокам, стараться вникнуть в его суть, тогда он становится легким и занимательным. Есть категория детей, которые, скажем так, получают удовольствие, изучая этот предмет. Да, таких детей немного, но они все-таки есть. И это немного окрыляет педагога-теоретика. Знаете, сегодня педагогом быть не сложно. В особенности, если ты педагог пытливый, пытающийся идти в ногу со временем, постоянно повышающий свой профессиональный уровень, не останавливающийся на достигнутом. Время идет вперед, дети меняются, поэтому от педагога требуется плюс к тому, что он преподает свою дисциплину, умело проявлять себя в вопросах воспитания, общения с современными детьми, их родителями.

3.  – К Вам вопрос как к педагогу детской школы искусств. К примеру, ребенок отучился несколько лет в ДШИ и хочет бросить занятия, как Вы поступаете в этом случае?

– Мы, педагоги, прилагаем максимум усилий, чтобы не допустить подобное. Разумеется, обстоятельства бывают разные. Но здесь важно отношение родителей к процессу обучения. Если родители учебу в школе искусств считают первостепенной задачей, понимают, что это тоже школа, что это ступенька получения образования, и соответственно прилагают усилия и к подготовке домашних заданий, следят за посещением, тогда, конечно, и будет виден результат, и подобное, скорее всего, не случится. А, когда у родителей интерес другой, к примеру, чтобы ребенок был просто занят, в принципе мы приветствуем и такое направление родительского мышления,  ребенок без особого удовольствия ходит в школу, тогда, конечно, все иначе, но, несмотря ни на что, мы все равно стараемся увлечь учащегося. Ведь, приходя в ДШИ, ребенок попадает в совершенно другой мир. Здесь практически с каждым ребенком проводится индивидуальное обучение, все педагоги в школе достаточно квалифицированные, постоянно повышают свой профессиональный уровень, можно с уверенностью сказать, что, когда ребенок приходит сюда, он попадает в хорошие руки. Если все же случается, что ребенок решает бросить школу, мы разговариваем с учеником, проводим беседы с родителями,  обсуждаем плюсы и минусы его обучения, проводим воспитательную работу. Мы боремся за каждого ученика. Поскольку неталантливых детей не бывает. В каждом ребенке заложен талант, и наша задача его раскрыть.

4. – Ваша творческая деятельность неразрывно связана с народным ансамблем  учителей ГУО «Смолевичская детская школа искусств» «Ад шчырага сэрца», который Вы возглавляете?

 – В Смолевичскую детскую школу искусств я пришла работать в 1995 году после распределения. И попала в ансамбль в качестве вокалиста. Меня это захватило. Возможно,  Людмила Георгиевна Васнецова, руководившая ансамблем в то время, оказала влияние на мою привязанность к вокальному творчеству. Ведь вокалом я занималась только во время учебы в музыкальной школе, где этому уделялось большое внимание. С первого дня, как я пришла сюда работать, я пою в ансамбле. Но руководителем ансамбля я стала только в начале 2000-ных годов. После окончания университета культуры, мечтала попробовать свои силы не просто в работе с детьми, а именно в своем коллективе, в котором я долго пела. Сразу, наверное, не очень получалось, потому что с детьми работать легче, как в плане общения, так и построения отношений внутри коллектива. Сложность вызывает то, что в ансамбле учителей такие же педагоги как ты, поэтому приходится прилагать максимум усилий, чтобы все наладить. Я очень довольна работой, не столько своей, сколько коллектива. Конечно, моя работа важна, в плане выбора репертуара, разучивания партий, подбора стиля, приобретения костюмов, но без помощи коллег, участников коллектива, я бы с этим не справилась. Я не представляю себя отдельно от них. Мы все внутренние вопросы решаем вместе. Мы много гастролируем, ездим на конкурсы. Отличительная черта нашего коллектива – мы поем «ад шчырага сэрца», выкладываемся полностью. Я уверена, от руководителя, его энергичности, энергии, запала, собственного присутствия в творческом коллективе многое зависит. И нередко стимулирует остальных. Если расслаблюсь я, то это сделают и остальные. Мне приходится всегда держать себя в форме, быть в лидерах, не  потому, что хочется быть впереди всех, просто на мне лежит огромная ответственность как руководителя, который введет за собой. Вместе мы можем очень многое.  

5. – Не мешает ли творческая деятельность педагогической работе? Времени хватает на все?

 – Что касается времени, не могу сказать, что его катастрофически не хватает. Но 24-х часов в сутки  действительно маловато. Конечно, много времени отнимает работа в ансамбле, хотя у нас все по графику, строго расписано. Поскольку мы, прежде всего, педагоги, учителя музыкальной школы, а потом уже участники коллектива «Ад шчырага сэрца». Как правило, зная, что у нас репетиции проходят во вторник и пятницу, руководство школы старается не нагружать нас в эти дни, чтобы добавить к педагогической работе немного общественной. К тому же, педагогическая и творческая деятельность перекликаются и даже очень дополняют друг друга.   

6. – Есть ли что-то, чему бы Вы хотели еще научиться?

– Честно говоря, не задумывалась об этом.

7. – Как Вам удается восполнять потерянные силы, энергию, избегать выгорания?

– Мне помогает отпуск. Как правило, силы к маю уже иссякают, истощаются, энергии почти не остается, хотя до последнего стараюсь держать себя в тонусе, ведь в конце учебного года в школе проходит отчетный концерт, который должен быть организован на самом высоком уровне, а это отнимает много сил, но я  подстегиваю себя мыслью, что скоро отпуск. За это время успеваю отдохнуть, пополнить силы и даже в конце начинаю уже скучать по школе, особенно, по детям, коллегам.

8. – Способны ли Вы принимать критику в свой адрес? Как реагируете на замечания?

– Я люблю критику. Конечно, могу по-разному прореагировать на замечания, в зависимости от того, как они были преподнесены.  Я воспринимаю критику как шаг работы над собой, над ошибками, поскольку человеку свойственно ошибаться, а стремиться к лучшему нужно всегда.

9. – Если сказать коротко: «Счастье – это…»

 – Для меня счастье – это любимая и любящая семья, здоровые родители, их благополучие. И, конечно, любимая работа. Но, мы, наверное, с вами не разговаривали бы, если было бы иначе. Работа тоже есть составляющая моего счастья.

10. – В чем секрет Вашего терпения и трудоспособности?

– Если очень хочется чего-то достичь, получать от своего труда хорошие результаты, будут и терпение, и трудоспособность. Нужно работать на результат, чтобы видеть в детях себя, то, что ты в них  вложил. Ведь, когда ты видишь своего воспитанника на сцене с горящими глазами, и у тебя замирает душа, именно в тот момент понимаешь, что трудился не зря. Участие в конкурсах и концертах тоже дает силы работать дальше.

11. – Как бы Вы определили свое предназначение в этом мире?

– Я на своем месте. У меня чудесная семья, хорошая работа, отличные коллеги, достойные ученики, над которыми я продолжаю дальше трудиться, потому что хочу, чтобы они достигли еще больших высот. Чего можно еще хотеть?

12. – Ваше любимое занятие в свободное время?

– У нас свой дом, приусадебный участок, цветник, поэтому есть чем заняться в свободное время. Может я и не получаю особого удовольствия от работы на приусадебном участке, но, вместе с тем, это отвлекает, вносит разнообразие в мою жизнь.

13. – Ваши любимые цветы?

– Я очень люблю розы. Пытаюсь их разводить. Правда, считаю себя начинающим садоводом-любителем.

 14. – Ваш характер соответствует Вашему знаку зодиака?

– По знаку зодиака я – овен. Упорство, стремление вперед, – все это мне присуще. Хотя, в современном мире, с коллегами и в семье, иногда приходится быть милым овном.

15. – Что способно тронуть Вас до слез?

– Вообще, слезы у меня очень близко. Я сентиментальный человек. Трогают до глубины души слезы другого человека, особенно, детские слезы. Не хотелось бы их никогда видеть. Слава Богу, это случается весьма редко.

16. – Ваш девиз?

– У меня его нет. Жизнь сама преподносит мне подходящие фразы и лозунги в нужный момент.

17. – Самые привлекательные черты личности в Ваших глазах?

– Прежде всего, открытость, доброта, умение прощать человека.

18. – Вы во всем творческий человек?

– Да, во всем, что касается работы, создания домашнего уюта, кулинарии, я стараюсь ко всему подходить творчески.

19. – Вы верующий человек?

– Да, я верующий человек. У меня есть понимание того, что все в этой жизни происходит не случайно.  И, чтобы достойно прожить эту жизнь, нужно придерживаться неких догм, которые диктует нам именно религия.

20. – Как Вы относитесь к быту? У Вас остается время на ведение хозяйства?

– Мой рабочий в день в учебном процессе начинается с 8.00 утра и заканчивается в 18.00. Конечно, у меня остается немного времени на быт. Но я стараюсь, чтобы дома было всегда уютно, чисто, для меня это первостепенно. Я очень люблю чистоту. Готовлю я тоже с удовольствием. Это у меня, наверное, от папы. Постоянно пытаюсь разнообразить свои кулинарные изыски, благо сейчас есть верный помощник – Интернет.

21. – Ваше любимое блюдо?

– Я люблю морепродукты, рыбу. 

22. – Что Вы знаете об истории своей семьи?

– Когда я училась в школе, не припомню, чтобы мы изучали свои корни, свою родословную. А вот, когда у меня родилась дочь и пошла в школу, вспоминаю, как мы рисовали с ней семейное древо, находили у бабушки старые фотографии. В принципе, я владею информацией о том, кто были мои предки, и интересуюсь историей своей семьи.

23. – Кого Вы считаете своим примером, учителем в профессии?

– В начальной школе я была влюблена в своего учителя, поэтому очень хотела стать педагогом начальных классов. В музыкальной школе для меня примером была учительница по сольфеджио и музыкальной литературе Александра Александровна Анохина.  Мне очень хотелось быть на нее похожей, она – удивительный человек, всегда старалась словом и делом красиво и тактично помочь. Вообще, на моем пути, после прихода в школу, а после училища я работаю только здесь, встречаются только хорошие люди, коллеги и учителя, которые побудили меня стать учителем и расти профессионально.

24. – Что успели бы сделать за 60 секунд?

 – Попить кофе. Времени мне на это просто не хватает. Обеда как такового на работе нет, постоянно приходиться общаться с детьми, родителями, коллегами, поэтому кофе пью, как правило, на ходу. 

25. – Что значит для Вас город Смолевичи и его жители?

 – Я не коренная смолевичанка. Живу здесь с 1999 года. Для меня город Смолевичи – место, где я вышла замуж, где я работаю, где родилась моя дочь, где она получила образование, где мой дом, поэтому считаю город своей второй малой родиной.

Беседовала Н. ТЫШКОВСКАЯ.

Фото А.ВОЛОДЬКО.

Информацию читайте в № 269-272 от 9.09.2017 г.