Без хороших отцов

нет хорошо воспитанных детей, 

несмотря на все институты, 

университеты и школы

Н. Карамзин.

Воспитание, говорят одни, — это основная забота матери, а дело отца — обеспечить семью материально. Другие, хотя и признают, что отец должен принимать участие в воспитании, считают, что оно сводится к тому, чтобы проверить при случае дневник да отругать за провинность.

К сожалению, опыт школы показывает, что на родительские собрания почти всегда ходят одни женщины, при средней наполняемости класса  двадцать учащихся во время их проведения учителя видят одного или двух пап.  Общественная работа в школе — тоже в основном на плечах матерей. Поэтому идея проведения собраний пап назревала в отделе образования Смолевичского райисполкома уже давно. В учреждении образования «Средняя школа №1 имени В.Ф. Купревича г. Смолевичи» в последние дни ноября 2011 года было проведено общешкольное родительское собрание отцов под названием «Мужской разговор».

 

Без хороших отцов

нет хорошо воспитанных детей, 

несмотря на все институты, 

университеты и школы

Н. Карамзин.

Воспитание, говорят одни, — это основная забота матери, а дело отца — обеспечить семью материально. Другие, хотя и признают, что отец должен принимать участие в воспитании, считают, что оно сводится к тому, чтобы проверить при случае дневник да отругать за провинность.

К сожалению, опыт школы показывает, что на родительские собрания почти всегда ходят одни женщины, при средней наполняемости класса  двадцать учащихся во время их проведения учителя видят одного или двух пап.  Общественная работа в школе — тоже в основном на плечах матерей. Поэтому идея проведения собраний пап назревала в отделе образования Смолевичского райисполкома уже давно. В учреждении образования «Средняя школа №1 имени В.Ф. Купревича г. Смолевичи» в последние дни ноября 2011 года было проведено общешкольное родительское собрание отцов под названием «Мужской разговор».

В подготовке к встрече участвовали не только учителя школы, но и сами ребята и их отцы. Главы семейств проявили активность в предложенном анкетировании об их отношениях с  детьми. Были организованы экспозиция портретов отцов из рисунков учащихся; фоторепортаж «Наши папы»; выставка стихотворений, посвящённых главам семейств. Из рисунков и фотографий, принесённых ребятами, было создано и представлено (до начала собрания для положительного эмоционального настроя  на предстоящий разговор) слайд- шоу с тематическим музыкальным сопровождением. Также вниманию родителей   для ознакомления и изучения литературы о воспитании была  предложена тематическая книжная выставка «Для Вас, отцы!». Большой интерес вызвали и афоризмы знаменитых людей о роли отцов в воспитании детей.  

Началось мероприятие с выступления директора школы Натальи Ивановны Король, которая, поприветствовав родителей, подчеркнула важность данной встречи не только с педагогической, но и с психологической точки зрения. После чего слово было предоставлено мне, Дарье Александровне Дубаневич, так как я работаю педагогом-психологом школы.  

Присутствующим в зале мужчинам я еще раз напомнила, что их роль чрезвычайно важна в успешном воспитании ребенка, так как они являются главными «проектировщиками», «конструкторами» и «строителями» детской личности, хотя чувство отцовства к представителям сильной половины человечества приходит намного позже, чем чувство материнства к женщинам. Зачастую мужчины начинают в полной мере  чувствовать свое отцовство только тогда, когда дети уже подросли. Есть утверждение, что, пока отцовские чувства не проснулись, лучшее, что может делать отец — это любить мать своих детей. 

Выраженная любовь отца даёт ощущение особого эмоционально-психологического благополучия, которое не может в полной мере обеспечить женщина-мать. Его любовь учит и сына, и дочь тому, как может проявлять себя любовь мужчины  к детям, к жене и к окружающим.

Не все, конечно, знают, что исходя из отличий материнской и отцовской любви, различают и роли родителей в формировании личности ребенка. О них я также рассказала присутствующим в зале. 

— Роль отца представляет собой определённый пример поведения, источник уверенности и авторитета. Отец — олицетворение дисциплины и порядка. 

— Отец — это один из первых объектов, который играет роль в ранней идентификации ребенка. Именно отец помогает осознать новорожденному его пол. 

— Отцу присуща врождённая реакция  в направлении заботы о жене и детях и их защиты. Именно новорожденный очень сильно  влияет на укрепление инстинкта защиты у мужчин.

— Отец —  наиболее естественный источник познания о мире, труде и технике. Он способствует ориентировке на будущую профессию и создаёт социально полезные цели и идеалы. Если мать предоставляет ребенку возможность ощутить интимность человеческой любви, то отец проводит малыша по пути к человеческому обществу. 

— Отец может сформировать у ребёнка способность к инициативе и противостоянию групповому давлению. Чем больше ребёнок привязан к матери (по сравнению с отцом), тем менее активно он может противостоять агрессии окружающих. 

— Авторитарность отца оказывает на умственные характеристики детей положительное влияние, тогда как авторитарность матери — отрицательное. 

— Отец меньше опекает детей, предоставляет им больше самостоятельности, воспитывая в ребёнке самодисциплину. Этим самым отцы поощряют процесс отделения ребёнка от матери и ускоряют адаптацию к социальным условиям. 

— Отец — единственный герой для ребенка, который способен разогнать тени и спугнуть любое чудовище. С отцом у ребенка пропадает страх. Отец  —  это «божество»! Отец всемогущ и неуязвим, он может все в глазах ребенка.

Я обратила внимание присутствующих мужчин также и на то, что  существуют самые разные типы отцовского отношения к ребёнку и предложила описания основных.  

Большой друг. Вернувшись с работы, этот папа тут же начинает бесконечную вереницу игр: сначала он вместе с ребёнком собирает и разбирает конструктор, потом играет в прятки и салки. Но обычно на этом «большой друг» останавливается, уверенный в том, что он сделал всё то, что было нужно. А визиты к педиатру, посещение школы, помощь в приготовлении уроков… Все эти маленькие, с его точки зрения, хлопоты он оставляет маме. «Большой друг» —  это прекрасно, но если учесть, что в жизни у ребёнка будет много друзей, то кто же будет ему папой?

Предводитель семейства. Наиболее традиционный тип отцов. Все домашние хлопоты ему неинтересны. Это мужчина, который чувствует себя в своей тарелке лишь тогда, когда занимается мужским делом. Он уверен, что его присутствие даёт ребёнку чувство безопасности. Кроме того, он учит его всем необходимым навыкам.

Исключительный папа. Это отец, который иногда лучше мамы разбирается в традиционных обязанностях! Единственное, чем рискуют папы, — это стать ещё одной мамой, т. е. конкурентом, а не дополнением. А если он и занимает мамино место, то кто же будет на папином? 

Вечно юный супруг. Он обожает ребёнка и всегда готов помочь супруге… Но он не может отказаться от своей машины, друзей, любимых занятий. Кроме того, он не в силах отделаться от впечатления, что мама слишком много занимается с ребёнком. Зачем возиться два  часа с его уроками или так расстраиваться из-за его отметок? 

Я призвала пап постараться увидеть в этих описаниях себя и понять, что только сочетание этих типов отцовского отношения может дать положительный воспитательный эффект.  

После продолжительной беседы, для  наглядного примера далее папам был показан мультипликационный фильм-фельетон «Секреты воспитания» производства киностудии «Союзмультфильм» 1960 года по сценарию В.Ардова и  стихотворному тексту М.Слободского.  Кроме того, в  заключение встречи  желающие получили ответы на свои вопросы, получили рекомендации по воспитанию детей и пожелания удачи на этом поприще. Радует то, что после собрания многие мужчины  брали памятку «Заповеди отцов» и более подробно рассматривали все выставленные материалы, особое внимание обратив на экспозицию портретов, фотографий и стихотворений, посвящённых им. 

Думается, что после проведения этого собрания многие отцы  задумаются о своей роли в семье, о взаимоотношениях с собственными детьми и их матерями… 

Д.ДУБАНЕВИЧ, педагог-психолог  ГУО «Средняя школа №1 имени В.Ф. Купревича  г. Смолевичи».

Информацию читайте в номере 3 – 6  от 6.01.2012 г.