Очередной темой для нашей рубрики стала очень важная тема – значение таинств исповеди и причастия в духовной жизни современного православного христианина. Об этом подробно рассказывает настоятель прихода храма Покрова Пресвятой Богородицы в Озерицкой Слободе священник Иоанн Ясюкевич.
Очередной темой для нашей рубрики стала очень важная тема – значение таинств исповеди и причастия в духовной жизни современного православного христианина. Об этом подробно рассказывает настоятель прихода храма Покрова Пресвятой Богородицы в Озерицкой Слободе священник Иоанн Ясюкевич.
Святые отцы часто называют таинство исповеди вторым крещением. При крещении человек очищается от первородного греха, переданного ему при рождении от Адама и Евы, и даже взрослый становится чист как младенец. А в таинстве исповеди, прощаются грехи, совершенные уже после крещения. Митрополит Антоний Сурожский говорил, что когда мы готовимся к таинству исповеди достаточно задать себе один вопрос: за что мне было бы стыдно, если бы окружающие люди знали все обо мне? В чем нас действительно осуждает наша совесть, в том и надо исповедоваться.
Есть определенные правила подготовки к исповеди, которые складывались веками. Одно из них – как минимум трехдневный пост, когда мы должны воздерживаться от пищи животного происхождения. Если говорить про духовную подготовку, то в первую очередь нужно взглянуть на свою жизнь. Анализ своих мыслей и поступков следует проводить каждый день, вспоминая, за что мы можем поблагодарить Бога, за что необходимо попросить прощения. Хорошо выработать привычку каждый вечер анализировать весь прошедший день и приносить ежедневное покаяние перед Богом. Многие люди записывают свои грехи, чтобы не забыть рассказать о них на исповеди, но духовники чаще всего не приемлют этого. Ведь суть исповеди не в том, чтобы буквально записать каждый грех, а в том, чтобы искренне покаяться в нем.
Есть свои особенности в подготовке детей к исповеди. Это большая работа, в первую очередь, для родителей – объяснить ребенку смысл таинства, не навредить рассказами о грехе. В этом процессе должны принимать участие и крестные родители. Малыш должен понимать, что исповедь – это таинство, очищающее от грехов душу при условии искреннего покаяния и желания не повторять их.
Исповедь происходит так. Человек приходит к исповедальному аналою – специальному столику, на котором находится крест и Евангелие. Священник перед таинством исповеди читает особые молитвы, где просит о том, чтобы Господь не отпустил человека, пришедшего во врачебницу, не исцеленным. Исповедующийся кается в грехах перед самим Богом, а не перед священником. Перед крестом и Евангелием он дает обещание больше не совершать этих грехов. Как и приходя к врачу, мы жалуемся на определенный недуг, так и на исповеди стоит конкретно рассказывать священнику о своих грехах. В то же время не нужно длинных историй, достаточно изложить сам грех. Богу, как и духовнику, важен не список грехов, а покаянное чувство исповедуемого. В то же время от многих приходится слышать: «Я не убиваю, не ворую, не прелюбодействую, так в чем же мне каяться?» Человеку бывает непросто придти к осознанию своей греховности, особенно трудно это дается гордым людям. Но если мы поближе познакомимся с Божьими заповедями, то обнаружим, что грешим мы против многих из них. Часто люди на исповеди говорят: «Всем грешен». Но священник не сможет помочь, духовно наставить, если он не знает, какие именно грехи мучают человека. Это может быть раздражительность, гордость, объедание, пьянство, блудные помыслы. Даже убить человека можно одним словом, а прелюбодействовать одним только взглядом.
В некоторых случаях во время исповеди священник может наложить на кающегося епитимию – специальные духовные упражнения. Они могут включать пост на определенное время или особые молитвенные правила. К епитимии нужно относиться как к воле Божией, озвученной через священника, требующей обязательного исполнения. Назначают епитимью за особо тяжкие грехи, такие как грех аборта. В древней церкви, к примеру, была очень широко развита система епитимии, когда верующего за определенный грех отлучали от причастия на некоторое время. Священник должен всегда помнить, что половину той епитимьи, которую он накладывает, он должен исполнять сам.
Христианину очень важно найти своего духовника, который будет вести вас в духовной жизни. Хорошо, если у мужа и жены один духовник, тогда они смогут избежать многих семейных проблем. Замечательно, если к этому же духовнику потом придут на исповедь и детки. То есть, у каждой семьи должен быть свой духовник. Другой вопрос, как его найти. Человеку должно подсказать его сердце. Не следует, имея постоянного духовника, искать другого для исповедания своих прегрешений, открыть которые знакомому духовнику мешает чувство ложного стыда. Нельзя думать, что священник помнит все те грехи, в которых ему исповедуются люди. Господь распоряжается таким образом, что грехи исповедующихся священник забывает и никогда, даже под страхом извержения священного сана, не разглашает таинство исповеди.
Записала Виктория ЖИЛЯКОВА.
Подробную информацию читайте в номере 277-280 от 01.12.2012 г.