Жизнь нашей Смолевиччины, как множество  мозаичных разноцветных стеклышек, и в каждом из них отражается ее неповторимость и сложность. Из этой мозаики складывается история родного края. Ее изучение – интересная и обогащающая ум и душу человека работа. Знать прошлое необходимо, чтобы предвидеть будущее. А для нашего районного центра это важно еще и потому, что  огненное военное лихолетье унесло жизни  большинства коренных смолевичан. Теперь же  основная часть населения города – это люди, приехавшие сюда в разное время из разных регионов бывшего Советского Союза. Поведать им о прошлом, побудить интерес к людям, жившим здесь, — трудное, но необходимое и благородное дело.

Жизнь нашей Смолевиччины, как множество  мозаичных разноцветных стеклышек, и в каждом из них отражается ее неповторимость и сложность. Из этой мозаики складывается история родного края. Ее изучение – интересная и обогащающая ум и душу человека работа. Знать прошлое необходимо, чтобы предвидеть будущее. А для нашего районного центра это важно еще и потому, что  огненное военное лихолетье унесло жизни  большинства коренных смолевичан. Теперь же  основная часть населения города – это люди, приехавшие сюда в разное время из разных регионов бывшего Советского Союза. Поведать им о прошлом, побудить интерес к людям, жившим здесь, — трудное, но необходимое и благородное дело.

Ведь современность впитывает прошлое: историю района, предприятий, людей. Якуб Колас говорил: «Нехитрое дело попасть ногою в проложенный след, куда труднее, но зато и более почетно проложить путь из прошлого в будущее самому». И когда юное поколение стремится  проникнуть в глубины истории, это дорогого стоит. Говорю это  потому, что учащиеся  нескольких учебных заведений вместе с учителями-руководителями избрали для исследования темы, которые им предложили сотрудники Смолевичского районного музея,  и с  огромным интересом отнеслись к изучению и подбору материала.  Одной из таких была определена тема «Смолевичский городской некрополь», исследованием которой стали  заниматься шестиклассники  ГУО «Средняя школа №1 им. В.Ф.Купревича  г.Смолевичи»  Владислав Чепик и Матвей Шаповал под руководством учительницы  Ольги Александровны Саренковой.

Наша жизнь  тесно связана с увековечиванием  предков. В истории человечества  с древнейших времен кладбища являются частью материальной и духовной жизни  общества. Их наличие – основной признак, наряду с изготовлением орудий труда, выделяющий человека из мира животных, а существование обрядов захоронений —  важнейшая культурная традиция в жизни землян на протяжении существования человека на земле. Города мертвых – некрополи —  всегда соседствуют с населенными пунктами живых.  И во все времена между ними существовала неразрывная, невидимая связь. Ведь кладбища представляют собой своеобразную летопись истории села или города, с которыми связаны. Информация, заложенная в таких местах, может служить  основой для изучения родного края, для воспитания нравственности.

Описание некрополей появились в виде собрания надгробных надписей. Путешественники при помощи путеводителей по кладбищам Российской империи в прежние времена подробно знакомились с местами захоронений наиболее известных людей. В таких путеводителях размещались схемы участков, изображения памятников, указывались авторы. В наше время проводятся конференции, изучаются книги, публикуются перечник лиц, захороненных на том или ином кладбище. Есть и  биографические словари и указатели некрополей с основными биографическими сведениями известных людей.

В настоящее время изучение некрополей – это новое направление в исторической науке. Его изучение важно не только само по себе, но и как проникновение в историю,  искусство, в историю градостроительства, историю культуры, историю литературы и языка. Поэтому и школьная группа для своих исследований избрала тему «Смолевичский городской некрополь», предложенную сотрудниками местного краеведческого музея. Ребята взглянули на кладбище, расположенное по улице Социалистической в городе Смолевичи, уже глазами исследователей и очень увлеклись этой работой. Ведь это объект наследия прошлого, и его сохранение, как исторической и культурной достопримечательности родного края, важно для понимания прошлого Смолевиччины. Школьники вместе со своим руководителем изучали историю создания и развития кладбища – рост и обустройство территории, архитектурный облик: надгробья, тексты на памятниках. Также интересовали истории судеб похороненных здесь людей, а также типы надгробных сооружений, могилы известных граждан, групповые захоронения, имеющие историческую ценность.

Кладбища Смолевиччины  могут многое поведать о людях, живших в нашем краю, прославляющих родную землю, любивших свою малую родину. Места захоронений хранят  историю жизни людей, помогают нам помнить о них. Таким примером может служить место захоронения жителя Смолевичей, Героя Социалистического Труда Бориса Марковича Голубева. Его трудовая жизнь была связана с торфопредприятием имени Орджоникидзе, находившемся  в теперешнем микрорайоне  «Юго-Запад». Борис Маркович работал механизатором на этом предприятии. Имел ряд высоких правительственных наград за свой усердный труд. Его именем названа улица в микрорайоне, на его приз проводятся спортивные соревнования.

На кладбище деревни Петровичи покоится прах нашего земляка, известного белорусского писателя и переводчика мировой классической поэзии Язепа Семяжона (Иосифа Игнатьевича Семяжона). На многих кладбищах района нашли последний приют воины, освобождавшие Беларусь от фашистов.  Нашли упокоение в родной земле и воины-интернационалисты Владимир Михайлович Домиканов, который в бою прикрыл собой товарищей, а сам погиб, Вячеслав Болеславович Дашкевич, также погибший при выполнении боевого задания в Афганистане.

История смолевичского кладбища начинается с 1861 года. Вероятно, оно находилось возле  Николаевской церкви. В 1861 году прихожане построили каплицу на вершине холма, расположенного за рекой и двором «фольварка», недалеко от местечка, но в 1894 году ее перенесли на другое место и пристроили к ней колокольню. Когда-то кладбищенская площадь, по решению волостного правления, была разделена на небольшие участки, которые определялись с учетом едоков  в каждом православном семействе местечка. Участки были размечены каменными столбиками, один из которых сохранился до наших дней.

Сегодня кладбище занимает площадь 3,1 гектара. Оно считается закрытым, и захоронения здесь практически не проводятся.  Исследования кладбища показали, что существуют целые комплексы родовых захоронений. А это значит, что жизнь многих родов связана со Смолевиччиной на протяжении многих лет. На месте  захоронений семьи Знак установлен  памятник, на котором значится дата смерти 1909 год, а сам памятник новый. Благодарные потомки так и написали: «Память потомков. 2009 год». Значит, и в настоящее время люди ценят  историю своего рода и своей семьи, не забывают о своих корнях.

На памятнике упокоившейся на кладбище  ветврача Анны Николаевны Хмаро такая надпись: «Любимой дочери, жене, товарищу и лучшему другу от отца, матери и мужа. Всем, чем жила с тревогой, наслаждением, все, на что надеялась любовь, проскользнуло быстрым сновидением, никогда не вспыхнет вновь». Рядом с могилой находится захоронение врача Николая Федоровича Хмаро.

На памятнике Василию Григорьевичу Данейко, который прожил 67 лет и умер 30 мая 1930 года, написано: «Тяжелый труд, любовь, заботу ты все отдал для нас, детей».

«Братья, не судите меня ибо тот есть единый судья, который кровью искупил род человеческий» — такую эпитафию увидели на могиле  Александра Алексеевича Силича, который прожил 22 года и умер 14 декабря 1942 года.

На одном из обелисков указано: «Народная учительница Мурашко Надежда Александровна, родилась 29.01.1889 г., умерла 29.01.1921 г.». Школьники узнали, что Надежда Александровна родилась в местечке Смолевичи, окончила Ратуническое училище в 1902 году и Минское трехклассное училище в 1905 году, работала учительницей в Смолевичской школе, умерла от тифа. На памятнике народной учительнице Евдокии Васильевны  Красинской, урожденной Глазковой, 1881 года рождения, умершей в 1915 году, такая надпись: «Мир праху твоему, незабвенная подруга, и память вечная тебе от сироты-супруга».

Среди родовых могил можно увидеть захоронение  Адама Кузьмича Мурашко, умершего в 1879 году, прожив 65 лет. Этот человек вошел в историю Смолевичей как первый Почетный гражданин, о чем свидетельствует эпитафия  и имеющиеся в музее документы. На городском кладбище есть могила священнослужителя  Владимира Петровича Зенюка. Он служил в церкви Николая Угодника. Умер отец Владимир 8 июля 1931 года. Прихожане установили на его могиле черный гранитный крест, деньги на который собирали всем миром.

В некрополе установлен также памятник  родственникам, тела которых покоятся далеко от Смолевичей.  На стеле мы читаем фамилии Потаповича Михаила Викентьевича (1915-1942), Гурецкого Антона Игнатьевича (1910-1945), Пилюги Николая Ивановича (1918-1944), погибших на фронтах Великой Отечественной войны.

Кладбище – человеческая святыня. Человек не закапывает своих близких в землю, а хоронит их. В этом русском слове скрыт глубокий смысл   Хоронить – значит хранить, оберегать, дорожить. Необходимо беречь кладбища от упадка и гибели, осмыслить их значение в жизни человека. Ведь забвение кладбищ – признак духовной болезни  всего общества, болезни очень опасной, разрушающей душу, убивающей все святое, что в ней есть.

Полина ХЛЮПНЕВА, главный хранитель Смолевичского краеведческого музея.

 

Подробную информацию читайте в номере 181 – 182  от 07.08.2013 г.