Проблема взаимосвязи человека с природой не нова, она имела место
всегда. Но в настоящее время экологическая проблема взаимодействия человека и
природы, а также воздействия человеческого общества на окружающую среду стала
очень острой и приняла огромные масштабы. Планету может спасти лишь
деятельность людей, совершаемая на основе глубокого понимания законов природы,
учета многочисленных взаимодействий в природных сообществах, осознание того,
что человек — это всего лишь часть природы. Это означает, что экологическая
проблема встает сегодня не только как проблема сохранения окружающей среды от
загрязнения и других отрицательных влияний хозяйственной деятельности человека
на Земле. Она вырастает в проблему предотвращения стихийного воздействия людей
на природу, в сознательно, целенаправленно, планомерно развивающееся
взаимодействие с нею. Такое взаимодействие осуществимо при наличии в каждом
человеке достаточного уровня экологической культуры, экологического сознания,
формирование которых начинается с детства и продолжается всю жизнь. В условиях
надвигающейся экологической катастрофы громадное значение приобретает
экологическое воспитание людей всех возрастов и профессий.
Проблема взаимосвязи человека с природой не нова, она имела место всегда. Но в настоящее время экологическая проблема взаимодействия человека и природы, а также воздействия человеческого общества на окружающую среду стала очень острой и приняла огромные масштабы. Планету может спасти лишь деятельность людей, совершаемая на основе глубокого понимания законов природы, учета многочисленных взаимодействий в природных сообществах, осознание того, что человек — это всего лишь часть природы. Это означает, что экологическая проблема встает сегодня не только как проблема сохранения окружающей среды от загрязнения и других отрицательных влияний хозяйственной деятельности человека на Земле. Она вырастает в проблему предотвращения стихийного воздействия людей на природу, в сознательно, целенаправленно, планомерно развивающееся взаимодействие с нею. Такое взаимодействие осуществимо при наличии в каждом человеке достаточного уровня экологической культуры, экологического сознания, формирование которых начинается с детства и продолжается всю жизнь. В условиях надвигающейся экологической катастрофы громадное значение приобретает экологическое воспитание людей всех возрастов и профессий.
И начинать экологическое воспитание надо с дошкольного возраста, так как в это время приобретенные знания могут в дальнейшем преобразоваться в прочные убеждения.
Дошкольный возраст — самоценный этап в развитии экологической культуры человека. В этот период закладываются основы личности, в том числе, позитивное отношение к природе, окружающему миру. В этом возрасте ребенок начинает отделять себя от окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействии ребенка с природой, в осознании неразрывности с ней. Благодаря этому, возможны формирование у детей экологических знаний, норм и правил взаимодействия с природой, воспитание сопереживания к ней, активность в решении некоторых экологических проблем.
Данную задачу невозможно реализовать только в детском саду, необходимо тесное сотрудничество с семьей. Семья, как среда развития личности, оказывает огромное влияние на формирование основ экологического мировоззрения человека. И как бы ни старались педагоги привить навыки экологической культуры, без взаимодействия с семьей этого сделать невозможно.
В то же время между целями коллектива детского сада и целями, которые ставят перед собой родители, зачастую возникают противоречия. Особенность родителей как объекта экологического просвещения заключается в том, что у них самих уже сформировано определенное мировоззрение, как правило, базирующееся на потребительском отношении к окружающему миру. Кроме того, современный интерес родителей сконцентрирован в области обучения, а не развития ребенка.
Многие воспитатели отмечают пренебрежительное отношение родителей к требованиям, которые они предлагают детям в дошкольном учреждении с точки зрения экологического образования.
Разрыв между требованиями, предъявляемыми к ребенку в дошкольном учреждении, и требованиями родителей делает экологическое образование крайне неэффективным, отрицательно влияет на мотивацию его поступков, создает ситуацию психологического дискомфорта.
Работа с родителями должна быть постепенным и непрерывным процессом, а экологическая информация, которую воспитатели предлагают родителям, лично значимой для них.
Самое главное в экологическом воспитании — личная убежденность педагога, его умение заинтересовать весь коллектив, пробудить у детей, воспитателей и родителей желание любить, беречь и охранять природу и, тем самым, быть эталоном подражания для дошкольников.
Ребенок стремится познать окружающий мир, природу, появляется ориентация на нормы взаимодействия с природой, субъективное отношение к экологическим ценностям, осознанное понимание их смысла, их оценка. Это тот уровень, когда ребенок нацелен на усвоение норм, правил и образцов деятельности и поведения взрослых.
В этот период формируются первоосновы экологического мышления, сознания, экологической культуры. Но только при одном условии — если взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой: понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним.
Особенность экологического воспитания состоит в большом значении положительного примера в поведении взрослых. Здесь необходимо достичь полного взаимопонимания. Родители должны осознать, что нельзя требовать от ребенка выполнения какого-либо правила поведения, если взрослые сами не всегда ему следуют. Воспитать в детях положительное отношение к природе возможно лишь тогда, когда сами родители обладают экологической культурой. Дети очень восприимчивы к тому, что видят вокруг себя. Они ведут себя так, как окружающие их взрослые.
Сотрудничество — это общение «на равных», где привилегия указывать, контролировать, оценивать не принадлежит никому.
Взаимодействие — способ организации совместной деятельности, которая осуществляется на основании социальной перцепции и с помощью общения. Перейти к новым формам отношений родителей и педагогов невозможно в рамках закрытого детского сада: он должен стать открытой системой.
«Открытость детского сада внутрь» — это вовлечение родителей в образовательный процесс детского сада. Родители, члены семьи могут значительно разнообразить жизнь детей в дошкольном учреждении, внести свой вклад в образовательную работу. Одни родители с удовольствием организуют экскурсию, «поход» в ближайший лес, на речку, другие помогут в оснащении педагогического процесса, третьи — чему-то научат детей.
«Открытость детского сада наружу» — открытость детского сада влияниям микросоциума, своего микрорайона, готовность сотрудничать с расположенными на его территории социальными институтами (общеобразовательной школой, музыкальной школой, спортивным комплексом, библиотекой и др.). Так, на базе библиотеки районного центра ремесел проводится «Книжкин праздник», в котором принимают участие старшие воспитанники детского сада; ученики средней школы № 3 г.Смолевичи школы дают концерты в детском саду; дети, сотрудники и родители вовлекаются в районные мероприятия. Таким образом, ценность работы заключается в расширении социального опыта детей, инициировании активности и творчества сотрудников детского сада, что, в свою очередь, работает на авторитет дошкольного учреждения, общественного воспитания в целом.
Сотрудничество детского сада и семьи предполагает, что обе стороны имеют, что сказать друг другу относительно конкретного ребенка, тенденций его развития. Отсюда — поворот к взаимодействию с каждой семьей, следовательно, предпочтение индивидуальным формам работы (индивидуальные беседы, консультации, посещение семьи и др.).
В работе с родителями по экологическому воспитанию детей необходимо использовать все доступные формы взаимодействия с семьей. Но все эти формы должны основываться на педагогике сотрудничества — привлечении родителей к решению важных проблем, нахождении общих правильных ответов. Всем родителям нужна помощь воспитателя в том, чтобы он рассказал, как проводить с детьми наблюдения за погодой, как знакомить с правилами поведения в природе, какую практическую деятельность можно осуществить с детьми на природе.
В целом, работа с родителями выглядит следующим образом:
— Экологическое просвещение — предоставление экологической информации, ее анализ; приоритетные темы: экологически грамотное поведение в природе и в быту, связь экологических проблем со здоровьем, экология жилища и т. п.;
— Совместная деятельность с детьми: участие в походах, экскурсиях, эколого-оздоровительных праздниках; выполнение домашних заданий, совместный уход за животными, растениями; сбор коллекций природных и других материалов; выставки работ, выполненных детьми совместно с родителями; помощь в создании развивающей среды; сочинение экологических сказок и оформление книг; проектно-исследовательская деятельность.
Взаимодействие детского сада с семьей можно осуществлять по-разному. Важно только избегать формализма. В нашей группе «Колокольчики» многое сделано руками наших пап и мам. Оформлена гардеробная комната, приобретена современная мебель для игрушек, собран природный материал для уголка природы, оформлена коллекция лекарственных трав, семян, оборудован уголок по основам безопасности жизнедеятельности. Результат совместного творчества детей и родителей способствовал эмоциональному развитию детей, вызвал чувство гордости за своих родителей
Доверительные отношения устанавливались постепенно и в совместной деятельности родителей с воспитателем. Чтобы родители стали помощниками воспитателя, творчески развивались вместе с детьми, необходимо убедить их в том, что они способны на это, что нет увлекательнее и благороднее дела, чем учиться понимать своего ребенка, а поняв его, помогать во всем, быть терпеливыми и деликатными, и тогда все получится.
Чтобы детский сад стал реальной, а не декларируемой системой, я строю свои отношения с родителями на психологии доверия. Родители должны быть уверены в хорошем отношении воспитателя к своему малышу. Если жизнь в группе интересная, содержательная, а ребенку эмоционально комфортно, он обязательно поделится своим впечатлениями с родителями, а родители, в свою очередь, откликнутся на любой призыв воспитателя, и вместе они будут растить гармонично развитую личность, гражданина и патриота своей Родины.
Только опираясь на семью, только совместными усилиями мы можем решить задачу воспитания человека с большой буквы, человека экологически грамотного.
Н.В. МИНКЕВИЧ, воспитатель ГУО «Ясли-сад №5 г.Смолевичи».
На снимке: Наталья Васильевна Минкевич, воспитатель первой квалификационной категории ГУО «Ясли-сад №5 г.Смолевичи».
Фото из архива учреждения образования.
Информацию читайте в номере 23 – 26 от 01.02.2014 г.