Деревня Шабуни, хоть и спряталась в лесном краю, в шестнадцати километрах от райцентра,  но имеет давнюю историю. Еще в девятнадцатом веке, по свидетельству архивных документов, была многолюдной. Ее жители  много трудились, сеяли хлеб, кормились дарами леса, растили детей.

Здесь, в старину на реке Уша была водяная мельница, куда съезжалось население из всех окрестностей смолоть зерно для  хлеба и для корма животным. Недалеко в панском фольварке работала небольшая фабрика деревянных гвоздей для обуви. В 1929 году в деревне был создан колхоз «Буденовец», главным «предприятием» которого была кузница.

– На трудолюбии всегда  держалось  благосостояние моих земляков, –  считает одна из коренных жительниц этого села Татьяна Евгеньевна Гринкевич.   Шабуни – ее родное село, малая родина. Здесь родились и трудились родители моей собеседницы. Здесь и она появилась на свет. Да так и не поменяла место жительства.

– Мама, Ольга Павловна, всю жизнь работала дояркой на местной ферме крупного рогатого скота. И я, еще девчонкой, бегала к ней на помощь, училась всем премудростям ухода за животными, – рассказывает Татьяна Евгеньевна. – Отец,  Евгений Андреевич Трапашко, был лесником в колхозном лесу, в ту пору почти каждый колхоз имел собственные лесные угодья. Он любил свою работу, знал толк в лесном хозяйстве.

Сама Татьяна Евгеньевна уже из послевоенного поколения: в августе будет у нее круглая дата со дня рождения. Детская память сохранила лишь рассказы местных жителей о временах военного лихолетья. Война, в некоторой степени, пощадила деревню. В том смысле, что фашисты сюда не дошли. Не дали им этого сделать партизаны бригады «За Советскую Белоруссию», в поле дислокации которой она  находилась.   Связь с партизанами сельчане держали прочную. Здесь, в хате деревенского кузнеца,  командир партизанского отряда  имени Комсомола  бригады «За Советскую  Белоруссию» офицер Красной Армии  Степан Винокуров обсуждал с молодежью создание комсомольской диверсионной группы,  которая  потом  наносила чувствительные удары фашистам на железной дороге. В состав  группы вошли минер  Владимир Прочик, пулеметчик  Виктор Федорович, красноармеец  Леонид Шувалов и другие бойцы. Об их деятельности скоро узнали в окрестных селах.

Активно помогала партизанам семья Дигилевичей. Ее глава Антон Андреевич  до войны был  председателем местного колхоза, раньше воевал на советско-финской войне. Он стал партизанским связным, помогал им продуктами питания,  крупой, зерном с колхозной кладовой.

Ушли на фронт и не вернулись  живыми многие жители Шабуней, среди которых  Михаил Артемович Альшевский, Леонтий Иванович Барткевич,  Николай Кузьмич и Евгений Иванович Задруцкие, Виктор Петрович Мурашко и многие другие.

Село выжило, вернулось к жизни после тех разрушений, что нанесли налеты фашистской авиации,  в итоге которых сгорели многие дома. В деревне было построено новое, добротное по тем временам, помещение для дойного стада. На этой ферме много лет работала и Татьяна Евгеньевна Гринкевич, сначала дояркой, потом – бригадиром коллектива фермы. В сельхозтехникуме получила образование. Но будучи руководителем коллектива животноводов, продолжала вести свою группу коров. И добивалась высоких показателей в работе. В середине девяностых прошлого столетия надоить от коровы пять тысяч литров молока считалось большим успехом. На фермах тогда было много тяжелой ручной работы, справляться с которой могли только самые ответственные и трудолюбивые.  В районе тогда работал клуб доярок-пятитысячниц, где  лучшие животноводы  делились опытом, учились друг у дружки. Татьяна Евгеньевна несколько лет была членом этого клуба: позволяли высокие результаты в работе.

Труд Татьяны Евгеньевны был высоко оценен. Она была удостоена орденов  Трудовой Славы третьей и второй степеней, медалями, многими Почетными  грамотами, в числе которых и Почетная грамота Центрального Комитета КПСС и Совета Министров СССР.

Сегодня передовая труженица на заслуженном отдыхе.

– Но  не могу сидеть сложа руки,  –  говорит ветеран. – К работе я привычная.  Зимой дочка забирает меня в городскую квартиру, а летом  – вся моя жизнь в деревне. У нас вокруг лес, где полно грибов, ягод. А я люблю собирать ягоды и для себя, и для детей и внуков. Летом у нас в селе веселее – дачники приезжают, дети к пожилым родителям  едут и в отпуск, и чтоб на огороде, у дома помочь. Люблю свою деревню, здесь так легко дышится, здесь я дома!

Э.ПОТАПЧИК.

Фото Марины МИХАЙЛОВСКОЙ.