Учителем надо родиться. Это отмечали многие. Например, Адольф Дистервейг говорил: «Воспитателем и учителем надо родиться, им руководит прирожденный такт». Есть, конечно, «книжная премудрость», но она ничто, если нет мудрости жизненной, житейской. Во все времена учителями становились люди образованные, идущие впереди своего времени, творческие, ищущие, яркие.

Недавно мне посчастливилось познакомиться с Людмилой Филипповной Бабичевой — учителем химии ГУО «Озерицкослободская средняя школа». Людмила Филипповна — из разряда тех учителей, которыми именно рождаются. Хотя, выбирая профессию после окончания школы, она хотела стать врачом. Но следом за лучшей подружкой поступила в педагогический.

— И не пожалела ни одной минуты, — говорит Людмила Филипповна. —  Школа — это моя жизнь. Я люблю эту работу. Бесконечно ей предана. Работаю по принципу: «Молчать там, где могут говорить дети». А дети, я всегда так считала, для меня главные судьи. Я никогда не позволю себе опоздать на урок. Если уроки начинаются в 9 утра, то в 7 я уже на работе. Мне надо подготовиться к уроку, посмотреть на детей, привести в порядок мысли.

Об этой преданной любви в школе знают все. Долгое время, более 25-ти лет, Людмила Филипповна работала в данном учреждении образования завучем.

— Когда летом, — рассказывает педагог, — учителя заглядывали в школу, а я трудилась над составлением расписания к новому учебному году, многие вздыхали: «Скоро отпуск закончится. Вот бы еще немножко времени на отдых». А я говорю, мол, мне тоже хочется еще оттянуть летнее время. И коллеги начинали улыбаться: «Это ты не ждешь начала учебного года?!» И это так. Я бы, наверное, и без отпуска смогла. Хотя иногда хочется отдыхать от работы. Я очень люблю кино, театр: хорошее кино и хороший театр. Люблю классическую музыку, литературу.

Много у Людмилы Филипповны и забот, и интересов, но самым главным был и остается только один — любимая работа. При этом, учитель всегда все успевает: и на работе, и дома. Вместе с мужем Борисом Трофимовичем они вырастили и воспитали двух замечательных дочерей, сейчас участвуют в воспитании внучек, которые тоже учатся в Озерицкослободской школе, и бабушка не делает им уступок, несмотря на то, что они ее любимые девчонки. А как иначе? При этом, ни в одном отпуске по уходу за ребенком Людмила Филипповна не была. Она любящая мама, бабушка и жена. Но прежде всего, она учитель — любимый, неравнодушный, болеющий за свое дело.

— Я никогда не измеряла любовь учеников количеством подаренных цветов. Для меня главное не это.

И был в жизни учителя случай, когда она, неожиданно для себя самой, в этой любви была убеждена.

— Как-то в школу пришло письмо, — рассказывает Людмила Филипповна. — Был такой меценат и покровитель Джордж Сорос, миллиардер с мировым именем. Письмо было от его имени, и содержание послания было следующим: «Мы провели опрос в 13-ти ВУЗах республики, и дети назвали вас лучшим учителем школы». Вот это дорогого стоит! Потому что это отметила не администрация школы, не район — так считают дети. И я была этим так потрясена, это было так приятно и так здорово. Я всегда считала, что дети мои судьи. И для меня это стало необыкновенным подарком.

Не одно поколение химиков вырастила Людмила Филипповна. По ее стопам пошли ее ученики, благодаря ее работе многие стали студентами медицинских вузов, для поступления в которые необходимо хорошо знать химию.

— Многие говорят, что я люблю свой предмет, — говорит учитель. — На самом деле, я просто честно отношусь к своей работе. Не более того. Я сама не очень люблю химию. Я считаю, что история, языки, литература — на первом месте. Но, коль я уж работаю учителем химии, то надо достойно представлять свой предмет. Чтобы дети, которые поступали, были освобождены от зачетов по химии, потому что обладают хорошими знаниями по предмету. Мне кажется, что никто не сможет так объяснить, как я, так сказать, так преподнести. Всегда стараюсь мотивировать детей: говорю, что это не твоя отметка, ты можешь больше. И они тянутся. Приходят пораньше, начинают тренироваться, и этим я живу. И вот сейчас, отправляясь на курсы, переживаю, как дети без меня.

Несмотря на то, что Людмила Филипповна родилась не в Смолевичском районе, и даже первые шаги в профессии она сделала не здесь, со Смолевиччиной ее связывают долгие годы работы в школе, дом, семья… И даже лучшая школьная подруга, по совету которой она поступала в Гродненский пединститут, сегодня с ней рядом: и на работе, и в жизни.

— Я очень счастлива поэтому. Мы столько лет вместе. И когда она уехала на Украину, и жизнь ее, я знаю, там была не сладкой, я пригласила ее к нам, в Смолевичский район. И она приехала. И ее жизнь сложилась здесь. Я очень рада. После распределения меня направили в Слоним, точнее, в деревеньку, находящуюся в нескольких километрах от райцентра. Я работала там 7 лет и понимала, что нужно оттуда уезжать. Хотя отпускать не хотели. Сестра моя после окончания медицинского института работала врачом в Минске. Хотела быть ближе к ней. Помог случай и неравнодушные люди. Так я приехала в Озерицкую слободу. Сначала было нелегко. Жили на съемной квартире, где было очень холодно (столбик термометра не поднимался зимой выше 10-ти градусов), два года. Потом нам с мужем  дали квартиру. С тех пор этот поселок стал для нас родным домом в прямом смысле этого слова. Работала сразу в старом здании школы. Потом переехали в новую. И все это строительство прошло через меня. Когда нужно было заканчивать объект, я сама «стояла над душой» строителей и не давала им спуску. И очень горжусь тем, что в строительстве нового здания школы есть и мой вклад.

Несколько лет тому назад Людмила Филипповна ушла на заслуженный отдых, но отдохнуть ей не пришлось: посыпались предложения о работе из разных школ района. Так, несколько лет Людмила Филипповна работала в ГУО «Средняя школа №1 им. В.Ф. Купревича г. Смолевичи», но потом снова вернулась в родную — Озерицкослободскую — СШ, где счастливо работает и живет. Именно живет, потому что школа — вся ее жизнь. И складывается она из уроков, встреч, ежедневных маленьких побед, перерастающих в большие достижения. И по сей день не утратила учитель энтузиазма, сил и вдохновения. И как тогда, в молодости, она по-прежнему торопится в класс, чтобы изо дня в день сеять в детях разумное, доброе, вечное и дарить им свои знания и любовь.

Марина МИХАЙЛОВСКАЯ.

Фото автора.

Информацию читайте в № 41-44 от 10.02.2018 г.