Задавая вопрос школьникам «Что вы знаете о полиграфии?», в лучшем случае они называют книги, газеты, журналы, учебники. И все. На этом их познания заканчиваются. А ведь на самом деле полиграфия — это захватывающий мир различной печатной продукции: от простой в виде листовок, визиток и буклетов до сложной — современных богато оформленных книг, презентабельных каталогов, имиджевых брошюр. А еще специальные изделия — паспорта, денежные купюры, проездные билеты и многое другое. С полиграфией мы сталкиваемся ежедневно и дома, и в учебном заведении, и на улице, и на работе. Еще более широкое развитие получила рекламная полиграфия, изготовление упаковки и этикеток.
И это еще не все. Продукция ароматической полиграфии изготавливается с помощью специальных лаков, красок и добавления в их состав аромамасел. Производство рекламных проспектов парфюмерии по этой технологии дает шанс человеку не просто увидеть, как выглядит флакон, но и ощутить запах духов или крема на листке бумаги.
Печать изданий с 3D-эффектом еще одно чудо-изобретение современности. Полиграфии удалось реализовать задумку объемного изображения или объекта при помощи стереотехнологии в печатном деле. Этот эффект основан на том, что при просмотре полученного стереоизображения один глаз видит объект с одного ракурса, другой глаз — с другого. Таким образом, вы видите объект так, что возникает видимость глубины изображения.
Без полиграфии и полиграфической продукции в наше время невозможно существование любого предприятия, к какой бы сфере оно ни относилось.
По определению, полиграфия — это процесс многократного получения изображения (его тиражирования) на запечатываемом материале путем переноса краски с какого-либо носителя. Происходит этот процесс тиражирования печатных изделий на полиграфических предприятиях — типографиях.
Появление компьютеров, внедрение новых технологий изменило и технологический облик современной типографии. Белорусские полиграфические предприятия обладают как высокопроизводительным оборудованием, так и большой скоростью изготовления продукции, и высоким качеством выпускаемых изделий.
Технологические процессы не перестают совершенствоваться. Теперь печать осуществляется не только на бумаге и картоне, но и на ткани, стекле, пластике и других материалах.
Благодаря офсетному и цифровому оборудованию, производится подавляющее большинство продукции разных тиражей: от самых маленьких, для изготовления которых используется цифровая печать, до самых больших, выполняемых на рулонных офсетных машинах. Цифровая печать — один из наиболее популярных современных методов печати в полиграфии. С помощью этого способа можно печатать документы непосредственно с компьютера, без дополнительных процессов допечатной подготовки. Это существенно экономит время на процесс производства печатной продукции.
Существуют предприятия, выпускающие гибкую упаковку по технологии флексографии, а также полиграфические предприятия, выпускающие широкоформатную продукцию. Если для печати рекламной полиграфии, упаковки, этикеток, журналов и книг чаще всего используются офсетная и цифровая печать, то для печати больших тиражей полиэтиленовых пакетов, упаковок для мороженного, сметаны, чипсов и других продуктов используются флексографские печатные машины. Широкоформатная полиграфия (плакаты, баннеры, афиши) также требует наличия специализированного оборудования — широкоформатных плоттеров.
Специалистов в данной отрасли в нашей стране готовят два учебных заведения.
Минский государственный профессионально-технический колледж полиграфии имени В. З. Хоружей осуществляет подготовку кадров по специальностям «Оператор цифровой печати; переплетчик», «Оператор электронного набора и верстки; переплетчик», «Печатник плоской печати; Печатник флексографской печати», «Контролер-кассир (контролер); Продавец (книжных товаров)». Порядок приема: конкурсный отбор на основании среднего балла документа об образовании.
Выпускники работают на полиграфических предприятиях, в дизайн-студиях, рекламных агентствах. Переплетчик, работая на брошюровочном оборудовании, переплетает книги. Он может заниматься также изготовлением высокохудожественных эксклюзивных изданий, реставрацией книг. Верстальщик в соответствии с заранее утвержденным макетом создает страницы книги, газеты, журнала из текстов и иллюстраций. Печатник изготавливает книги, газеты, журналы на офсетных печатных машинах и цифровом оборудовании.
Специалистов с высшим образованием в нашей стране выпускает Белорусский государственный технологический университет. Факультет принттехнологий и медиакоммуникаций готовит профессионалов по специальностям «Технология полиграфических производств», «Полиграфическое оборудование и системы обработки информации» и «Издательское дело».
Издательско-полиграфическая деятельность — одна из наиболее прибыльных отраслей, которая очень динамично развивается. Она сочетает в себе новейшие технические, информационные, филологические, экономические, полиграфические, рекламные и другие технологии. Это дает выпускнику возможность стать специалистом самого высокого класса в очень перспективной сфере бизнеса и работать руководителем типографии, издательства или редакции, литературным, научным и техническим редактором, корректором, дизайнером, web-дизайнером, верстальщиком или менеджером. Можно заниматься книгораспространением, рекламой и маркетингом печатной продукции.
Будущие специалисты могут реализовать себя в различных областях полиграфического производства:
-в технологии допечатных процессов, включающих компьютерную обработку текстовой и изобразительной информации, набор, верстку, подготовку оригинал-макетов, формные процессы;
-в технологии процессов печатания традиционными и новейшими способами на самом современном оборудовании, в том числе способами флексографской, трафаретной и тампопечати на самых разнообразных материалах;
-в технологии послепечатных (брошюровочно-переплетных) процессов, придающих печатному изделию завершенный вид, удобный для использования.
Выпускники БГТУ факультета принттехнологий и медиакоммуникаций работают во всех издательствах страны, в Белорусском доме печати, на полиграфкомбинате имени Якуба Коласа, во всех областных типографиях, специализированных предприятиях Гознака по выпуску ценных бумаг, в книжных, рекламных и дизайнерских организациях, в редакциях республиканских газет и электронных СМИ.
И есть такая разновидность полиграфической продукции, которая сохраняет и даже укрепляет свои позиции. Это упаковка. В наше время, когда количество различного рода товаров и устройств из расчета на одну потребительскую душу неуклонно растет, увеличивается и выпуск упаковки.
Подводя итоги, можно сказать, что полиграфическая промышленность – одна из самых востребованных и уже незаменимых отраслей человеческой деятельности.
Ирина Валентиновна МАРЧЕНКО, старший преподаватель кафедры полиграфических производств Белорусского государственного технологического университета.
Информацию читайте в номере 85-88 от 21.03.2018 г.