На протяжении трех лет в государственном учреждении образования «Ясли-сад №2 г. Смолевичи» реализовывался педагогический проект«Белорусский фольклор как средство формирования представлений о малой родине». Участниками данного проекта являлись воспитанники средней и старшей групп.

Белорусский фольклор – душа белорусского искусства, белорусской музыки. Произведения народного фольклора бесценны.
В них сама жизнь. Они поучительны чистотой и непосредственностью. Знакомство с музыкальными фольклорными произведениями всегда обогащает и облагораживает. И чем раньше соприкасается с ним человек, тем лучше. Народная музыка органично вплеталась
в человеческую жизнь с рождения и до смерти. Такой же органичной, естественной и необходимой должна стать музыка для ребёнка сегодня. Ребёнку доступно и понятно народное творчество, а значит и интересно. Дети младшего возраста очень чутко реагируют на каждое слово, сказанное взрослыми. Потому наша задача состояла в том,
чтобы привить детям любовь к прекрасному,  научить их умениям
и навыкам использовать белорусский фольклор в играх, развить
в малышах такие качества, как доброту, чувство товарищества
и благородство.

Первое знакомство ребёнка с музыкальным фольклором воспитатели дошкольного образования и музыкальный руководитель начинали с малых фольклорных форм: частушек, потешек, прибауток, считалок, приговорок, скороговорок, песенок – небылиц, которые веками создавались народом в процессе труда на природе, в быту –
это пение колыбельных, игр с пестованием.

Пестушки, колыбельные песни играют огромную роль в духовном развитии человека, в его нравственно-эстетическом воспитании. Маленьким детям ещё не доступно в полном объёме понятие о Родине, но мы знаем, что именно в раннем детстве зарождается любовь к ней. Для ребёнка Родина – это мама, близкие родные люди, окружающие его. Это дом, где он живёт, двор, где играет, это детский сад с его воспитателями, друзьями. От того, что слышит и видит ребёнок с детства, зависит формирование его сознания и отношения к окружающему. Развивая чувства, черты характера, которые незримо связывают ребёнка со своим народом, мы в своей работе использовали народные песни, пляски, хороводы, яркие народные игрушки. Всё это богатство белорусского народного творчества помогало детям усвоить язык своего народа, его нравы и обычаи, его черты характера.Результатом работы с белорусским народным фольклором являются народные праздники: “Дажынкі” (2018г.), “Багач” (2018г.), “Кірмаш” (2019г.), “Пакровы” (2019г.), “Калядкі” (2019г.), “Вялікдзень” (2019г.), “Купалле” (2019г.), “Масленица” (2020г.), “Сороки” (2020г.), “Запрашаем на вячоркі мы любімых нашых мам” (2021г.), “Гуканне вясны” (2021г.). На музыкальных занятиях включалось слушание белорусских народных песен в исполнении детских народных ансамблей. Использовались народные музыкальные инструменты (бубенцы, трещетки, погремушки, деревянные ложки и т.д.). Знакомство с детским музыкальным фольклором помогло развить интерес и внимание к окружающему миру, народному слову и народным обычаям, воспитать художественный вкус, а доступность народных инструментов, привлекательность и лёгкость игры на них в ансамбле приносило детям радость, создавало предпосылки для дальнейших занятий музыкой, формировало интерес к познанию мира музыки в разных его проявлениях.

С предметами быта, народными ремеслами, элементами крестьянского быта, народными игрушками, воспитанники могут познакомиться в этнографическом уголке. Совместными усилиями педагогов, родителей, местных умельцев собраны интересные предметы быта и культуры белорусов в этнографическом уголке, где уже сейчас организуются различные виды игровой и трудовой деятельности дошкольников. Все изучаемые предметы собраны в этнографической комнате «Беларуская хатка». В процессе сюжетных и ролевых игр дети имеют возможность отработки культурных и трудовых навыков, приобретенных в процессе знакомства с народными играми, использования колыбельных песен, прибауток, приговорок.
На протяжении учебного года материалы этнографического уголка постоянно пополнялись и обновлялись. Причем эта работа проводилась при активном участии родителей воспитанников.

Неоспоримую роль в воспитании у детей любви к малой родине представляют дидактические игры. Воспитанникам нравится играть в лото, домино различной тематики и  в другие развивающие игры. Наша задача состояла в том, чтобы помочь нашим воспитанникам получить как можно больше знаний о своей малой родине, о ее флоре и фауне, об обычаях и традициях белорусского народа. Воспитателями дошкольного образования были разработаны и изготовлены разнообразные дидактические и настольно-дидактические игры для воспитанников на белорусском и русском языках, специально ориентированных для выполнения задач по знакомству с малой родиной дошкольников: «Мой город Смолевичи», «Предприятия города», «Выцінанкі», «Птицы Красной Книги Белоруссии» и др., а также совместно с родителями оформлены фотоальбомы с семейными традициями «Мой радавод», «Моя семья», «Мое семейное древо» и другие.

Воспитанники нашего учреждения с удовольствием играют в белорусские игры. Для этого подбираются игры, которые сопровождаются речью на белорусском языке, считалками, речевками и т.п. Педагогическими работниками была разработана и оформлена картотека белорусских народных игр («Грушка», «Гусі, “Кот Апанас”
и др.)

Значительную роль в успешной реализации педагогического проекта играет предметная развивающая среда, необходимая
для качественной реализации проекта. Воспитателями дошкольного образования проведена значительная работа в данном направлении.
В групповых помещениях созданы и постоянно пополняются уголки белорусской игры, где размещено необходимое игровое оборудование, предметы быта, национальной одежды, атрибуты для народных игр, изготовленные силами воспитателей и родителей дошкольников, необходимые для организации самостоятельной игровой деятельности дошкольников. В устном народном творчестве как нигде сохранились черты белорусского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Для знакомства воспитанников с поговорками, загадками, пословицами оформлены картотеки с “Песенькамі, заклічкамі, прыгаворкамі”.

Одной из форм белорусского фольклора является сказка, которая всегда является важным воспитательным средством. Однако, иллюстрированных книг по белорусским сказкам немного. Воспитателями дошкольного образования при активном участии родителей воспитанников были изготовлены книжки-самоделки по белорусским народным сказкам “Пшанічны каласок”, “Зайкава хатка”, “Курачка рабка”, Каза-манюка”, “Коцік, Пеўнік і Лісіца”, “Муха-Пяюха”, ”Дзедава рукавічка”, “Пчала і муха”.

Материалы педагогического проекта были представлены на VIII педагогическом марафоне специалистов системы образования Минской области «Педагогические инициативы – индикатор  устойчивого развития образования» (2018 год)

Познакомиться с результатами педагогического проекта можно на сайте учреждения в рубрике «Педагогический проект  «Белорусский фольклор как средство формирования у дошкольников представлений о малой родине», в фотоальбомах «Реализация педагогического проекта», Книжки-самоделки “Беларускія народныя казкі”.

Заведующий яслей-сада Мешкова Марина Ивановна