Каждый день мы, взрослые — мамы и папы, бабушки и дедушки,
воспитатели и учителя — видим пытливые любопытные глаза своих детей. Они
многого от нас ожидают. И подарить им счастье открытий и общения — наша самая
главная задача. Очень важно вместе с ними делать первые открытия, первые шаги в
мир знаний, в реальный мир, в их мир, а значит — и в жизнь. Так приятно вместе
радоваться их маленьким достижениям, сопереживать их успехам и неудачам. Нести
за них ответственность. И просто их любить… От того, насколько плавно и бережно
мы введем малыша во взрослую жизнь, используя игру и игровую деятельность,
зависит его успешность и уверенность в себе.
Каждый день мы, взрослые — мамы и папы, бабушки и дедушки, воспитатели и учителя — видим пытливые любопытные глаза своих детей. Они многого от нас ожидают. И подарить им счастье открытий и общения — наша самая главная задача. Очень важно вместе с ними делать первые открытия, первые шаги в мир знаний, в реальный мир, в их мир, а значит — и в жизнь. Так приятно вместе радоваться их маленьким достижениям, сопереживать их успехам и неудачам. Нести за них ответственность. И просто их любить… От того, насколько плавно и бережно мы введем малыша во взрослую жизнь, используя игру и игровую деятельность, зависит его успешность и уверенность в себе.
Следует помнить, что игра остается основным видом деятельности наших детей и в младшем школьном возрасте. Вызывая интерес и активность детей, игра дает возможность каждому ребенку проявить себя в привычной игровой деятельности. Игра одновременно является и методом обучения, способом передачи опыта старших поколений младшим. Развивающее значение игры заложено в самой ее природе, ибо игра — это всегда эмоции, а там, где эмоции, — там активность, там внимание и воображение, там работает мышление.
Вот тут нам, взрослым, уместно задать себе вопрос: где же прячется игра в школьной жизни?
Сказки, загадки, сценки и предметы, как познавательный материал определяют игровую деятельность. Например, при первоначальном знакомстве с предметом, явлением можно использовать стихи, сказки, сценки.
Игра дает возможность приобретать новые знания, развивать внимание, память, навыки поведения, через которые формируется личность ребенка.
Например, игры-загадки помогают развивать способность к анализу, обобщению, формируют умение рассуждать, делать выводы. В основе их лежит проверка знаний, находчивости. Игры-путешествия призваны усилить впечатление, обратить внимание детей на то, что находится рядом. Они обостряют наблюдательность, облегчают преодоление трудностей. В этих играх используются многие способы раскрытия познавательного содержания в сочетании с игровой деятельностью: постановка задач, пояснение способов ее решения, поэтапное решение задач и т.д. Игры-поручения, игры-беседы помогают развивать творческие способности, а также помогают детям приобретать навыки общения. Игры-поручения по содержанию проще, а по продолжительности — короче. В основе их лежат действия с предметами, игрушками, словесные поручения. Игры-предложения ставят перед детьми задачу и создают ситуацию, которая требует осмысления последующего действия. При этом активизируется мыслительная деятельность детей, они учатся слушать друг друга. В основе игр-бесед лежит общение. Основным является непосредственность переживаний, заинтересованность, доброжелательность. Такая игра предъявляет требования к активизации эмоциональных и мыслительных процессов. Она воспитывает умение слушать вопросы и ответы, сосредоточивать внимание на содержании, дополнять сказанное, высказывать суждение.
В.И. МАРМУЗЕВИЧ, учитель начальных классов ГУО «Пекалинская БШ».
Информацию читайте в номере 161 – 164 от 18.07.2015 г.