Психологическая готовность к школьному обучению — одна из важнейших проблем как детской и педагогической психологии, так и родителей. От ее решения зависит как построение оптимальной программы воспитания и обучения дошкольников, так и формирование полноценной учебной деятельности у учащихся начальных классов.
Психологическая готовность к школьному обучению — одна из важнейших проблем как детской и педагогической психологии, так и родителей. От ее решения зависит как построение оптимальной программы воспитания и обучения дошкольников, так и формирование полноценной учебной деятельности у учащихся начальных классов.
Понятие “готовность к школе” закрепилось в возрастной и педагогической психологии сравнительно недавно. Оно связано с появлением сразу нескольких вариантов вступления дошкольников в школьную жизнь — с шести или с семи лет. Для обозначения данного круга проблем и было введено понятие “готовность к школе”.
Наблюдения школьных психологов и учителей дают основание полагать, что попытка перехода детей к обучению с шести лет не всегда оказывается удачной, потому что значительное их количество, несмотря на “паспортный возраст” и имеющиеся у них “школьные” навыки и умения, испытывают большие трудности в учении. Учителя, работающие с шестилетними детьми, зачастую терпят неудачу, им не помогает и многолетний опыт. Однако и в классах, где обучаются семилетние дети, встречаются ученики, которые с самого начала испытывают значительные трудности. Основной причиной их неуспеха является то, что они интеллектуально не готовы к школьному обучению. И поэтому, нельзя однозначно сказать с какого возраста, семи или шести лет, лучше начинать обучение детей в начальной школе.
Сама логика жизни подсказывает, что необходимо учитывать в первую очередь психологическую готовность детей к школе, а не ориентироваться лишь на их физическую или возрастную готовность.
Каждый период детства имеет особые, неповторимые достоинства. Есть основания считать, что в отдельные периоды детства возникают повышенные возможности развития психики в тех или иных направлениях, а затем такие возможности ослабевают.
Можно отметить, что в период дошкольного детства происходит интенсивное усвоение мотивационно-потребностной сферы учебной деятельности. В игровой деятельности ребенок сначала эмоционально, затем — интеллектуально осваивает всю систему человеческих отношений. Освоив основные смыслы деятельности взрослых, он хочет включиться в общественно значимую и общественно оцениваемую деятельность, занять новую социальную позицию.
В познавательном плане ребенок до поступления в школу уже достигает весьма высокого уровня развития, обеспечивающего свободное усвоение школьной учебной программы. Однако психологическая готовность к школе только этим не ограничивается. Кроме развитых познавательных процессов — восприятия, внимания, воображения, памяти, мышления и речи, — в нее входят сформированные личностные особенности, включающие интересы, мотивы, способности, черты характера ребенка, а также качества, связанные с выполнением им различных видов деятельности.
Подробную информацию читайте в номере 195 – 198 от 28.08.2010 г.
И. ВЕСНОВА, психолог ГУ «СТЦСОН».