Кто-то из мудрых сказал, что война не окончена до тех пор, пока не будет похоронен последний солдат. Минуло уже 65 лет, как был подписан договор о капитуляции в Отечественной войне, а все новые и новые имена ее участников обретают известность.
Кто-то из мудрых сказал, что война не окончена до тех пор, пока не будет похоронен последний солдат. Минуло уже 65 лет, как был подписан договор о капитуляции в Отечественной войне, а все новые и новые имена ее участников обретают известность.
В тот же день, 8 сентября, когда в нашей газете было опубликовано письмо поисковой группы из Минска о том, что у деревни Горки Подольского района при раскопках обнаружены останки красноармейцев, погибших в боях, одному из которых принадлежал именной медальон, где хорошо сохранились имя и адрес воина – нашего земляка Сычика Гавриила Спиридоновича, в редакцию позвонила жительница города Смолевичи Татьяна Викентьевна Стануль.
– Я знала этого человека, – сообщила она. – Его родители до войны были нашими соседями…
В медальоне значился домашний адрес бойца: деревня Катейки Смолевичского района. В настоящее время в районе нет такой деревни. Как рассказала Татьяна Викентьевна, в довоенное время на южной окраине Смолевичей, вдоль дороги, которая ведет в сторону Плисы, находился хутор Катейки, где было всего несколько хат. В 1939 году в районе проводилась кампания по сселению хуторов, и жителей Катеек переселили в деревню Липки, в которой проживала Татьяна.
В семье Сычиков было пятеро детей – четыре сына и дочь.
– В письме сказано, что отчество Гавриила Спиридонович. Это ошибка. Его отца звали Степаном. Гавриил был старшим сыном в семье, его братьев звали Володя, Адам, Семен, а сестру – не помню, – рассказывает Татьяна Викентьевна. – Гавриил был намного старше меня, он с 1906 года, а я с 1925-го. Он был военным, служил на границе где-то на Дальнем Востоке, возле Петропавловска-Камчатского. Каждый год с женой и сыном приезжали в отпуск к родителям. Мы, подростки, всегда ему завидовали: такой бравый, подтянутый, в военной форме со шпалами в петлицах – за это мы его комиссаром называли. К нему тянулась вся деревенская молодежь, он рассказывал о службе, армии, положении в стране и за рубежом. По его рекомендации и мой брат, Потапович Михаил Викентьевич, поступил в военное училище, во время войны он попал в плен и погиб в фашистском концлагере.
Жена Гавриила, Анна Викторовна, родом из Смолевичей. Ее отец, Виктор Иванович Гракович, проживал на улице Калинина. Летом, перед самой войной, Анна Викторовна приехала с сыном к родителям, а вернуться назад уже не смогла. Потом они всей семьей ушли в партизанский отряд «Разгром», где и Татьяна Викентьевна находилась. Анна была очень активной и смелой партизанкой, бесстрашно ходила на задания. После освобождения Минска ее пригласили на работу в штаб партизанского движения. Но скоро после войны она умерла.
Сын Гавриила Степановича (Татьяна Викентьевна не помнит его имени) пошел по стопам отца – поступил в Ленинградское военное училище, где, кстати, преподавателем работал брат его дедушки – Виктора Граковича. Но, как и мать, очень рано умер.
Татьяна Викентьевна знает, что один из сыновей из большой семьи Сычиков – Адам Степанович – погиб на фронте. Его сын Эдуард Адамович работал в Жодино на БелАЗе.
Возможно, кто-то из родственников Сычиков или жителей нашего района, кто знал эту семью, также отзовется на наши публикации. Ведь из таких вот судеб отдельных людей и складывается история нашего района, нашего государства.
Э.ПОТАПЧИК.