27 февраля для православных христиан начался Великий пост – время, когда верующие особенно много трудятся духовно и готовятся к встрече праздника Воскресения Христова. Подробнее о том, как с пользой для души и тела провести это время, рассказывает наш гид в православном мире настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы агрогородка Слобода Озерицкая отец Иоанн Ясюкевич.
27 февраля для православных христиан начался Великий пост – время, когда верующие особенно много трудятся духовно и готовятся к встрече праздника Воскресения Христова. Подробнее о том, как с пользой для души и тела провести это время, рассказывает наш гид в православном мире настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы агрогородка Слобода Озерицкая отец Иоанн Ясюкевич.
– Великий пост – один из основных христианских постов, установленный самим Иисусом Христом, который подал нам пример поста перед началом своего служения. Он состоит из сорока дней, страстной Седмицы и завершается праздником Пасхи, в этом году – 16 апреля. Церковь готовит нас к Великому посту особыми неделями, в каждое воскресенье которой читаются поучительные притчи. Эти небольшие рассказы настраивают нас на то, как надлежит вести себя в дни Великого поста, какие меры по духовному самовоспитанию предпринимать, чтобы избавиться от греховных привычек, наклонностей и страстей.
Первой такой неделей является Неделя о Закхее. Закхей – это мытарь, который собирал налоги с еврейского народа для Римской империи. Имея неограниченную власть, он собирал намного больше положенного, многое присваивал. Однажды у него появилось огромное желание увидеть Христа и услышать Его проповедь. Будучи человеком небольшого роста, Закхей как ребенок забирается на дерево. Видя это, Господь просит его спуститься на землю и направляется в дом Закхея, где его принимают с радостью. С этого момента все меняется в жизни грешника Закхея. Он принимает решение воздать вчетверо всем, кого обидел, а половину своего имения раздает. И Господь говорит ему слова, которые каждый христианин хотел бы услышать в своей жизни: «Ныне пришло спасение дому сему». Эта история учит нас тому, что в жизни христианина на первом месте должен стоять Бог. Когда Бог на первом месте, тогда и все остальное на своих местах.
Еще одна подготовительная неделя – о мытаре и фарисее и Неделя о блудном сыне. В притче о мытаре и фарисее пред нами встают два ярких образа: мытарь – сборщик податей – и фарисей – ветхозаветный законник, который знает и исполняет все заповеди. Каждый из них молится в храме. Но какова их молитва? Гордый фарисей благодарит Господа за то, что может соблюдать постные дни, за то, что имеет деньги и десятину от своих доходов жертвует церкви, что исполняет все заповеди, и за то, что он не такой, как мытарь… А мытарь не смеет даже глаз поднять, скорбя о своих грехах, и повторяет лишь слова молитвы: «Боже, милостив буди ми, грешному»! Вышли из храма мытарь оправданным, а фарисей – осужденным. Всем нам было бы полезно последовать праведности фарисея и смирению мытаря.
В следующей притче мы видим блудного сына, который требует у отца полагающуюся часть наследства, отправляется в страну далече, живет там блудно, прогуливая все свое состояние. Оказываясь в бедственном положении, он идет пасти свиней, и готов уже кушать рожки, которыми кормятся свиньи. Все эти испытания приводят блудника в себя. Он вспоминает о том, что у его отца работают наемники, которые в достатке имеют хлеб и одежду. С надеждой на то, что отец примет его хотя бы как наемника, сын возвращается домой. Отец же, видя возвращение сына, выбегает ему навстречу, одевает его в лучшие одежды, надевает на руку перстень (в ветхозаветные времена это было символом сыновства и особого доверия) и приказывает заколоть упитанного тельца, для того, чтобы отпраздновать счастливое возвращение. Старший сын, который все это время был рядом с отцом и выполнял все его распоряжения, недоумевает, почему его блудный брат достоин такого пира? Отец отвечает на роптание сына: «Ты всегда со мною, и все мое – твое, а о том надобно было радоваться и веселиться, что брат твой сей был мертв и ожил, пропадал и нашелся». Мы часто в жизни бываем и в роли отца, часто бываем и на месте возмущенного сына. Помня эту притчу, мы должны стараться принимать ее как руководство к действию: прощать и не осуждать.
Заключительная неделя – Неделя о Страшном Суде. Здесь Церковь приоткрывает завесу нашей будущей вечной жизни. Человек даст ответ все свои слова, поступки, и ответит на единственный вопрос: как мы относились к окружающим нас людям? К нашим женам и мужьям, детям, родителям, коллегам, соседям – к любому человеку, который встречался на жизненном пути? Мы придем к осознанию того, что от человека, находящегося рядом, зависела наша будущая вечная жизнь. Я мог его простить, я мог его полюбить, проявить к нему милосердие, но почему-то не сделал этого. Всегда нужно помнить: если мы делаем что-то для человека – посещаем больного, кормим алчущего – то мы делаем это самому Богу. Если бы мы всегда помнили эту истину, то каждую встречу в своей жизни использовали бы как возможность приблизиться к Богу. По роду службы я часто бываю на погребениях, и вижу: иногда люди только после смерти близких осознают, что многое не сказали, многое не сделали, а человека уже нет…
Подготовительные недели подытоживает Прощеное воскресенье. В этот день во всех храмах совершается чин прощения. Обычай прощения берет свое начало в глубокой древности. Он пришел к нам из восточных монастырей, о чем упоминается еще в житии преподобной Марии Египетской. Прощеное воскресенье – это дивная возможность, когда Господь дает нам силы победить в себе гордость, победить в себе человеческое, и пойти навстречу друг другу, чтобы слова молитвы Господней «и остави нам долги наша, яко же и мы оставляем должником нашим», не были пустым звуком. И мы должны просить Бога, чтобы он совершил чудо и преобразил нашу душу, дав нам силы прощать обидчиков, которых мы, возможно, по человеческим меркам, простить не в силах.
Вот так – с чистой совестью и без груза обид – мы входим в Великий пост. Важно отметить, что ограничение в животной пище во время Великого поста – это не самоцель, а средство. Когда мы сыты, мы не думаем о душе, поэтому Церковь советует нам ограничить себя в употреблении пищи, причем не только животного происхождения, ведь и постной едой можно обкушаться. В древние времена люди отказывались от животной пищи, которая была дороже постной, а сэкономленные деньги жертвовали нуждающимся. Святой Иоанн Дамаскин говорил: «Если бы в посте все дело было бы в еде, то святыми были бы коровы». Во всем мы должны иметь меру в дни поста.
В эти дни в храмах проходят особые богослужения. В годы отрочества мне запомнились службы, которые проходят в первую неделю поста – первые четыре дня по вечерам читается покаянный канон преподобного Андрея Критского. Особые молитвы, особые песнопения – эти богослужения многих людей привели к вере.
У каждого из нас своя первая встреча с Богом. В детстве я любил читать вечернее правило: осознания текста молитвы не было, но было прекрасное чувство богообщения. Однажды, когда я читал слова молитвы «что Ти принесу, или что Ти воздам, великодаровитый Бессмертный Царю, щедре и человеколюбче Господи?», с моих глаз будто спала пелена. Я задумался, а что же я воздам Господу? Он дает мне возможность проснуться, видеть, слышать, ходить и дышать полной грудью, и если Господь дает все это, значит, я должен сделать что-то хорошее на земле. И всю неделю, после понимания и осознания этих слов, у меня было ближайшее ощущение Бога. В дни поста мы должны взращивать в себе чувство близости Бога, ведь Он каждую минуту находится рядом с нами, тогда и грешить будем меньше.
Дни поста призывают нас к большой духовной работе над собой, осознанию нашей греховности. Невозможно избавиться от всех грехов сразу, особенно если мы многие годы упражнялись в них, нужен большой труд, и часто человеческих сил для этого недостаточно. Тогда на помощь приходит Господь в таинствах Исповеди и Причастия. Церковь особенно призывает приступать к таинствам в дни поста. Во многих храмах в эти дни совершается таинство Соборования, где через семикратное помазание освященным маслом с вином, семикратное чтение отрывков Священного Писания мы испрашиваем благодать Святого Духа, которая исцеляет духовные и физические недуги.
Для детей и подростков пост должен быть посильным, и лучше его особенности обсудить с духовником. Например, подросткам, которые сегодня слишком увлечены гаджетами и интернетом, будет полезно ограничить их использование и посвятить свободное время чтению живых книг, художественной литературы, а еще лучше – духовных сочинений. В отношении пищи стоит учитывать физическое состояние ребенка. К примеру, в дни Великого поста запрещено употребление рыбы, но Митрополит Филарет благословлял учащимся вкушать рыбу, кроме среды и пятницы. Если дети еще маленькие, то исходя из личного опыта, я бы рекомендовал родителям в дни поста найти время и почитать ребенку православную сказку Бориса Ганаго, обсудить вместе с ним отрывок из детской Библии, утром и вечером всей семьей прочесть молитву «Отче наш». И ребенок с малых лет будет знать, что идет пост, и это время – особенное. И нет лучше примера для ребенка, чем кротко молящиеся у иконостаса родители. Дети перенимают нашу модель поведения. Родители, в свою очередь, в дни поста должны особенно хранить мир в семье, не ругаться, не осуждать.
Бывает так, что вооцерковленные люди впадают в крайности: одни всячески скрывают тот факт, что придерживаются поста, другие, наоборот, при каждом удобном случае акцентируют на этом внимание. В Священном Писании нам дается конкретный пример модели поведения человека постящегося. В дни поста мы должны пребывать в радостном расположении духа, хорошо выглядеть и стараться поститься в тайне. Не стоит также рассказывать всем о делах милосердия. Но с другой стороны, мы должны быть последовательны в своей вере и не бояться говорить о посте, чтобы окружающие уважали нашу позицию. Нужно быть готовым также рассказать о сути поста, о том, что он заключается не только в воздержании от определенных продуктов, но и подразумевает духовную работу над собой.
Записала Виктория КИРБАЙ.
Информацию читайте в № 61-64 от 1.03.2017 г.