Петр Андреевич ВАБИЩЕВИЧ, депутат  Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь по Логойскому избирательному округу № 75

Важнейшим направлением деятельности депутатов Палаты представителей является участие в законотворческом процессе, осуществляемом в заседаниях Палаты представителей, работе постоянных комиссий и иных органов Палаты, работе межпарламентских органов и органов межгосударственных образований, участие в выполнении поручений Палаты представителей. парламентских слушаниях.

Петр Андреевич ВАБИЩЕВИЧ, депутат  Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь по Логойскому избирательному округу № 75

Важнейшим направлением деятельности депутатов Палаты представителей является участие в законотворческом процессе, осуществляемом в заседаниях Палаты представителей, работе постоянных комиссий и иных органов Палаты, работе межпарламентских органов и органов межгосударственных образований, участие в выполнении поручений Палаты представителей. парламентских слушаниях.

За период с начала 2017 года депутатами принят 21 законопроект в одном чтении (ратификация соглашений), приняты во втором чтении 11 законопроектов, находятся на подготовке ко второму чтению 24 законопроекта. Так, Палатой представителей принят проект Закона Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «О социальном обслуживании», основной целью которого является дальнейшее развитие системы социального обслуживания с учетом практики применения законодательства. Проектом предусматривается корректировка терминов «социальная услуга», «трудная жизненная ситуация», уточнены положения в части требований, предъявленных к социальному обслуживанию, расширение форм социального обслуживания и полномочий исполнительных и распорядительных органов по введению новых видов услуг, определению порядка и условий их оказания, уточнены перечни обстоятельств, по которым граждан можно отнести к находящимся в трудной жизненной ситуации, что является основанием для оказания социальных услуг.

Законом введена новая форма социального обслуживания — социальное обслуживание в замещающей семье. Такая социальная технология уже существует на практике и заключается в оказании социальных услуг нетрудоспособному человеку физическим лицом либо семьей в условиях их совместного проживания и ведения общего хозяйства. При этом лицо, взявшее на себя обязательства по уходу, не является близким родственником обслуживаемому человеку, отношения между ними не затрагивают имущественные вопросы.

Закреплена возможность выбора исполнителя государственного социального заказа из числа негосударственных некоммерческих организаций при наличии только одного конкурсного предложения, полностью соответствующего установленным местными исполнительными и распорядительными органами требований. Договоры на выполнение государственного социального заказа можно будет заключать на срок до пяти лет в пределах срока реализации государственной программы, в соответствии с которой он финансируется.

 Проектом Закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам государственных пособий семьям, воспитывающих детей» предусматривается:

-уточнение категории лиц, которые имеют право на государственные пособия семьям, воспитывающих детей, а также случаи, при которых данные пособия не назначаются и не выплачиваются;

-предоставлять право семьям, в которых родители (родитель) являются инвалидами 1 и 11 групп, и семьям, где один родитель является инвалидом 1 группы, а другой осуществляет уход за ним;

 — получать пособие на детей старше 3 лет до достижения ими возраста 18 лет без учета факта их обучения в учреждениях образования на бесплатной основе;

-предоставить право матери, отцу (мачехе, отчиму), усыновителю, опекуну осуществлять уход за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет с получением соответствующего пособия и одновременно работать на условиях неполной занятости ( выполнять работу на дому);

-закрепить право женщин, ставших на учет до 12-недельного срока беременности, на получение соответствующего пособия в случае, если они стали на учет не только в государственных, но и частных и иных организациях здравоохранения.

 На обсуждаемую тематику в округе проведен «круглый стол» с работниками территориального центра социального обслуживания населения. При разработке законопроектов очень важно мнение и опыт практиков и специалистов в данной сфере. С директорами школ района проведено обсуждение дополнений и изменений по обсуждаемым вопросам о внесении изменений в Кодекс «Об образовании», которые внесены в профильную комиссию Палаты представителей.

 По поручению руководства Палаты представителей в регионах изучался и анализировался вопрос реализации Декрета Президента Республики Беларусь от 2 апреля 2015 года «О предупреждении социального иждивенчества», который вызвал широкий резонанс в обществе. В каждой постоянной комиссии Палаты представителей были учтены все замечания и предложения граждан, в Палате представителей проведен «круглый стол» с участием специалистов министерств по налогам и сборам, труда и социальной защиты, других заинтересованных ведомств по данной тематике. В настоящее время подготовлена новая редакция основного документа «Об изменении Декрета Президента Республики Беларусь».

Одним из приоритетов государственной политики Республики Беларусь является обеспечение достойного уровня жизни граждан. За счет государственных дотаций из бюджета страны ежегодно финансируется здравоохранение, образование, культура и спорт, жилищно-коммунальное хозяйство, общественный транспорт, связь, объекты социальной инфраструктуры. Участие в финансировании государственных расходов путем уплаты налогов, пошлин и иных платежей —это конституционная обязанность граждан. С точки зрения социальной справедливости, уплата налогов должна быть обеспечена всеми трудоспособными гражданами в трудоспособном возрасте.

 В ходе модернизации и структурной трансформации экономики идет процесс высвобождения работников, сохраняются проблемы неполной занятости. Это требует своевременного формирования условий, которые обеспечат возможность работать каждому, кто хочет и может трудиться.

 В этой связи настоящий проект Декрета направлен на повышение эффективности деятельности органов власти по максимальному содействию гражданам в трудоустройстве, стимулированию самозанятости населения, проведению мероприятий для ресоциализации лиц, ведущих асоциальный образ жизни.

 Пунктом 1 проекта Декрета устанавливается, что проведение эффективной политики содействия занятости населения, стимулирования трудовой занятости и самозанятости, поддержка предпринимательской инициативы, обеспечение легальной трудовой деятельности являются одним из основных критериев оценки работы местных исполнительных и распорядительных органов.

Проектом Декрета определено, что областные Советы депутатов могут предусматривать направление соответствующих местных бюджетов на реализацию мероприятий в области содействия занятости населения на территориях с напряженной ситуацией на рынке труда в рамках государственных программ. Предусмотрено создание и ведение в республике базы данных трудоспособных граждан, не занятых в экономике. База данных будет использоваться местными Советами. исполкомами для решения задач по содействию занятости населения. Будут определены критерии включения граждан в базу и порядок формирования и ведения базы данных.

 В целях стимулирования трудоспособных граждан к легальной занятости устанавливается, что с 1 января 2018 года безналичные жилищные субсидии на оплату жилищно-коммунальных услуг трудоспособным гражданам предоставляются при условии их занятости в экономике не менее 6 месяцев до обращения за указанной субсидией. Предусмотрено, что с 1 января 2019 года трудоспособные граждане, не занятые в экономике, оплачивают субсидируемые за счет средств государственного бюджета услуги, определяемые Советом Министров Республики Беларусь по стоимости, обеспечивающей возмещение затрат на их оказание.

Расширяются права местных Советов депутатов, или по их поручению исполнительных органов, при наличии объективных причин они могут принимать решение о нераспространении вышеперечисленных требований на отдельных категорий граждан. Определено, что до 1 июля 2018 года правительство проработает вопрос введения обязательного медицинского страхования граждан.

Вопросы работы с населением, в том числе в части рассмотрения обращений граждан, является одним из приоритетных направлений депутатской деятельности.

 Анализ тематики свидетельствует о том, что в основном люди обращаются по вопросам, непосредственно затрагивающих их ежедневную жизнь. Иными словами, степень комфорта и уровень организации среды проживания, наличие либо отсутствие диалога чиновников и населения, настойчивость органов местного управления и самоуправления в решении основных жизнеопределяющих вопросов обуславливают степень доверия населения к власти.

 Анализ складывающихся ситуаций выявил несколько причин обострения проблем: это недостаточно оперативное реагирование со стороны соответствующих служб, слабая информированность населения, некомпетентность специалистов и недостаток финансовых средств, необходимость совершенствования законодательства на законодательном уровне и при принятии решений местных Советов депутатов, исполнительных и распорядительных органов.

 За период с января по декабрь 2017 года мною проведено 11 приемов граждан в Смолевичском районном исполнительном комитете, 5 приемов в сельских исполнительных комитетах. Принято 23 гражданина, рассмотрено 29 обращений и предложений граждан, 12 которых разрешено на месте, 17 — взято на контроль. Достаточно большое количество обращений (четыре) поступило по вопросу организации вывоза мусора и взимания платы за оказанную услугу, а также перерасчета оплаты за некоторые виды коммунальных услуг, приостановления (возобновления) предоставления коммунальных услуг.

В соответствии с постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 27 января 2009 года № 99 «О мерах по реализации Закона Республики Беларусь «О защите прав потребителей жилищно-коммунальных услуг», услуга по вывозу и обезвреживанию твердых коммунальных отходов является основной жилищно-коммунальной услугой, которая оказывается в обязательном порядке. Кроме того, в соответствии с пунктом 5 статьи 29 Жилищного кодекса Республики Беларусь, отказ от заключения договора на оказание основных жилищно-коммунальных услуг не освобождает собственника блокированных и одноквартирных жилых домов от внесения платы за фактически оказанные жилищно-коммунальные услуги. В соответствии с частью 6 статьи 15 Закона Республики Беларусь от 16 июля 2008 года № 405-3 « О защите прав потребителей жилищно-коммунальных услуг» и части 1 пункта 4 статьи 415 Гражданского кодекса Республики Беларусь, если одна из сторон (исполнитель или потребитель), для которой в соответствии с Законом заключение договора обязательно, уклоняется от заключения договора, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор.

 По инициативе депутатов инициирован вопрос о внесении изменений в Кодекс об административных правонарушениях дополнением статьи 11.82, предусматривающей ответственность за включение в платежные документы платы за дополнительные жилищно-коммунальные услуги без заключения договоров с потребителями.

 Для комплексного рассмотрения и разрешения обращений граждан по вопросам жизнедеятельности населения необходима постоянная связь с местными исполнительными и распорядительными органами, руководителями организаций и учреждений. За истекший период текущего года я принял участие в двух заседаниях районного исполнительного комитета и Смолевичского районного Совета депутатов, ежемесячно участвую в расширенных аппаратных совещаниях, проводимых председателем райисполкома, на которых рассматриваются и обсуждаются как текущие вопросы, так и перспективы развития региона на ближайшее будущее. Так, поднимаемые вопросы водоснабжения населенного пункта Емельяново нашли свое отражение в дополнительном поручении председателя райисполкома по срокам ввода в эксплуатацию водонапорной башни и дальнейшего строительства сетей водоснабжения в данном населенном пункте. По результатам обследования и предложениям райисполкома и депутатов разработан и утвержден перечень местных дорог для проведения ремонтов на период до 2020 года. Мною поднимался вопрос в правительстве о выделении дополнительного финансирования на восстановление автомобильных дорог, поврежденных в ходе ликвидации последствий урагана 2016 года. Хочется отметить оперативное реагирование на поднимаемые мною вопросы руководителями КУП «Минскоблстрой» — «ДРСУ-123» С.А.Ляпкиным, Смолевичского РЭС А.М. Попковым, КУП «Смолевичский ЖКХ» А.Н. Годуном.

Уважаемые избиратели, представители органов управления и самоуправления, бизнеса и предпринимательства! Свои предложения и замечания по внесению изменений в действующее законодательство вы можете представить в ходе моих ежемесячных приемов граждан в Смолевичском райисполкоме и на сайт [email protected].

Информацию читайте в № 381-384 от 20.12.2017 г.