Транспортное сообщение в Смолевичах, учитывая грядущее развитие района, предполагает создание строго отлаженной функционирующей системы. Одна из её составляющих — пригородные автобусные перевозки, которые, несмотря на бурно развивающийся парк индивидуального автотранспорта, маршрутного такси, будут все же иметь свой определенный удел в будущем. Хотя бы потому, что люди привыкли к рейсовому автобусу, как к относительно недорогому, а для отдаленных населенных пунктов и единственному тран- спорту.
Транспортное сообщение в Смолевичах, учитывая грядущее развитие района, предполагает создание строго отлаженной функционирующей системы. Одна из её составляющих — пригородные автобусные перевозки, которые, несмотря на бурно развивающийся парк индивидуального автотранспорта, маршрутного такси, будут все же иметь свой определенный удел в будущем. Хотя бы потому, что люди привыкли к рейсовому автобусу, как к относительно недорогому, а для отдаленных населенных пунктов и единственному тран- спорту.
Когда-то в далекие 70-е годы автобусы являлись чуть ли не единственным средством передвижения, не считая железной дороги. Тогда же в народном хозяйстве в основном и строились нынешние автотранспортные предприятия. Хотя машинный парк обновлялся, заложенная в них инфраструктура уже все-таки устарела и порядком износилась.
Смолевичская автостанция, построенная около тридцати лет назад, наглядный тому пример. Некогда вполне современное и привлекательное, сегодня же довольно обветшавшее, здание ныне явно не оживляет городской облик. Сразу бросается в глаза отсутствие козырька над входом — его сорвало ветром. Зал ожидания и кассовый зал, запущенные и холодные, во время нашего посещения были совершенно пусты, без пассажиров. Стены и полы имеют неприглядный вид и, видимо, никогда не ремонтировались. А ведь вокзал для города — это своего рода прихожая, когда у путешественника создается первое впечатление обо всем доме.
Начальник автостанции Н.А. Бобровская, с которой удалось побеседовать, ответила, что она неоднократно подавала вышестоящему руководству Жодинского автопарка №18 служебные записки по поводу неудовлетворительного состояния автостанции, но ничего предпринято не было.
За разъяснением ситуации корреспондент «КС» обратился непосредственно к руководству этого предприятия. Как оказалось, за последние годы здесь сменилось несколько директоров, поэтому, видимо, Смолевичская автостанция и оказалась в роли бедной падчерицы. Нынешний директор автопарка В.П. Федюк в должности с декабря прошлого года.
Разговор по существу вопроса состоялся с заместителем директора автопарка по перевозкам В.М. Юхневичем, непосредственно отвечающим за это направление деятельности предприятия. Впрочем, он сам работает в должности лишь с февраля этого года.
Проблема есть, и она оказалась значительнее, чем сорванный козырек. Для его установки материалы уже закуплены и в ближайшее время козырек будет установлен, заверил В.М. Юхневич. А вот зданию требуется капитальный ремонт со значительной сметой, и есть ли смысл проводить его вообще. Озадачивают протекающая крыша, просевшие от времени стены, полы, размороженная несколько лет назад отопительная система. Проще построить новую, отвечающую современным требованиям, автостанцию. Но самому автопарку такие затраты не по силам.
Теперь Смолевичская автостанция обслуживает пять пригородных маршрутов, маршрут Смолевичи — Жодино и несколько проходящих: Минск — Сутоки, Минск — Рованичи, Жодино — Боровляны, Минск — Верхмень. Возобновлен и маршрут Минск — Алесино. Количество перевозимых пассажиров сравнительно небольшое и сами по себе пассажирские перевозки, как сказал В.М. Юхневич, убыточны: с рейса оплачивается около 30% затрат. В Смолевичской автостанции в штатном расписании 11 автобусов, но регулярно ходят только шесть. Основной пассажиропоток по выходным дням и в рабочие дни утром, когда люди едут на работу и обратно к концу дня.
Со стороны пассажиров были неоднократные жалобы на неудовлетворительное обслуживание, в основном обоснованные, как подтвердил В.М. Юхневич. В настоящее время проводится кадровая реорганизация коллектива автостанции. Так называемая «фотография рабочего дня» показала, что кассиры (пять сотрудников) загружены примерно на 20%. Когда же встал вопрос о переводе их в кондукторы, то они отказались и написали заявления на увольнение. Ситуация, скажем, критическая. Теперь на автостанции формируется новый штат, требуются водители, кондукторы, кассиры.
Каким же видится будущее автостанции? Помимо пассажирских перевозок на базе обновленной (новой) станции возможно расширение спектра оказываемых услуг. Это может быть кафе (при подведении коммунальных сетей), как на Жодинской автостанции, автосервис, или небольшая автостоянка, стоянка маршруток и т.п. Определенно одно: в таком виде автостанции в Смолевичах быть не должно. В перспективе ожидается значительное увеличение количества жителей нашего района, т.е. потенциальных пассажиров, а, следовательно, усиление транспортных потоков, особенно в сторону столицы и обратно. Так что этот вопрос следует начинать решать уже сегодня.
Геннадий ГОРДЕЕНКОВ.
Информацию читайте в номере 63 – 64 от 23.03.2011 г.