Прошло 25 лет после взрыва на Чернобыльской атомной станции. О том, что произошло в Чернобыле 26 апреля 1986 года, знают, пожалуй, все. Но не многие знают, как страна боролась с последствиями трагедии. И с каждым годом тех, кто ликвидировал эту аварию, становится все меньше…
Прошло 25 лет после взрыва на Чернобыльской атомной станции. О том, что произошло в Чернобыле 26 апреля 1986 года, знают, пожалуй, все. Но не многие знают, как страна боролась с последствиями трагедии. И с каждым годом тех, кто ликвидировал эту аварию, становится все меньше…
В ликвидации последствий аварии в 1986 году, участвовали и сотрудники Смолевичского отдела Департамента охраны МВД Республики Беларусь: Виктор Иванович Пиляк, Дмитрий Константинович Каралькевич, Игорь Викторович Игнатович, Виктор Вячеславович Тарасевич, Михаил Федорович Емельянович. Сегодня они пенсионеры органов внутренних дел. Двадцать пять лет назад, когда в Чернобыле случилась трагедия, им не было еще и 40. Об одном из них я хочу рассказать.
Дмитрий Константинович Каралькевич отслужил в милиции 26 лет. Сейчас он работает охранником в Смолевичском отделе охраны и так же добросовестно исполняет свои служебные обязанности, как и выполнял их будучи милиционером. Многие и сегодня при встрече выражают Дмитрию Константиновичу благодарность за помощь и ответственное отношение к службе.
О ликвидации аварии Дмитрий Константинович рассказал так: «Командировку на ликвидацию аварии воспринял как выполнение неотложного служебного задания, не думая, что совершаю какой-то героический поступок. Я просто выполнял свою работу и помогал людям. Мои родные восприняли поездку как профессиональную командировку. При расставании не было ни слез, ни упреков.
И вот в составе сводного отряда, состоящего из сотрудников милиции из нескольких областей республики, мы прибыли в Чернобыльскую зону. Тогда больше всего меня поразила неестественная тишина. Представьте себе ровную дорогу и на ней огромное количество различной техники: грузовики, бетономешалки, военная и импортная техника, хоть парад устраивай. Проезжаем поля с набирающим силу урожаем, деревушки, кругом ни души, все выселены, дома опечатаны, закрыты колодцы. На балконах пятиэтажек все еще висит бельё, на подоконниках не успели завянуть цветы, в песочницах брошены игрушки. Кажется, что вот сейчас вернутся люди, и все встанет на свои места…
К сожалению, даже в таких условиях находились те, кто пытался наживаться за счет горя и потерь других людей. Людей эвакуировали в суматoxe, многие даже документы забывали, не говоря уже о каких-то ценных вещах. Вот и приходилось охранять дома, квартиры…Говорят, что радиация не пахнет, но поверьте, глаза режет, появляется кашель и постоянно хочется пить. Ощущение не из приятных. Поэтому работать в таких условиях, было очень трудно. Но мы выполнили свой долг и в установленный срок вернулись к семьям и постоянному месту службы».
Ликвидаторы не считают свой труд героическим, но для каждого из нас они совершили подвиг. Работа на износ, горечь, страх… Они не думали о деньгах и наградах. Эти люди рисковали своим здоровьем, жизнью, несмотря на то, что дома многих ждали жёны и дети. Надо иметь большое мужество, чтобы работать в тех зонах, где были эти люди. Их работа была сопряжена со смертельным риском, и каждый это знал. Каждый знал, что радиация — смерть невидимая, а это требует гораздо большего мужества, чем идти навстречу опасности, которую видишь.
И.К. ДМУХОВСКИЙ, начальник Смолевичского отдела Департамента охраны МВД Республики Беларусь, майор милиции.
Информацию читайте в номере 95 – 98 от 30.04.2011 г.