С первого школьного звонка на смену беззаботным играм на плечи ребенка возлагается бесчисленное множество обязанностей и задач, предполагающих мобилизацию умственных и физических сил. Трудно все: высидеть урок в одной и той же позе, не отвлекаться и следить за мыслью учителя, сложно делать все время не то, что хочется, а то, что от них требуют, сложно сдерживать и не выражать вслух свои мысли и эмоции, которые появляются в изобилии. Кроме того, ребята не сразу усваивают новые правила поведения со взрослыми, не до конца понимают и принимают статус учителя и соответственно, не всегда правильно выстраивают дистанцию в отношениях с ним.
В ответ на новые, повышенные требования к организму первоклассника, в первые недели и месяцы обучения у ребенка могут появиться жалобы на усталость, головные боли, возникнуть раздражительность, плаксивость, нарушение сна. Снижаются аппетит детей и масса тела. Случаются и трудности психологического характера, такие как, например, чувство страха, отрицательное отношение к учебе, учителю, неправильное представление о своих способностях и возможностях. Некоторые зарубежные ученые называют такую реакцию организма «адаптационной болезнью», «школьным шоком», «школьным стрессом». В 70% случаев дети адаптируются уже через 2-3 месяца, у оставшихся 30% адаптационный период может затянуться на несколько полугодий.
Чтобы смягчить болезненность обрушившихся обстоятельств и ускорить адаптационный период для своего чада, родителям и педагогам первоклашек придется запастись терпением, спокойствием и снисходительностью. Главное — до конца осознать особую сложность и длительность этого процесса.
В ШКОЛЕ
Первая учительница — это важный человек в жизни каждого ребенка и его родителей. Хорошо бы сразу установить с ней тесный контакт, прислушиваться к ее советам, предлагать помощь в организации праздников и общих дел — ведь любое ваше участие в школьной жизни пойдет на пользу вашему ребенку. Ваш сын или дочь будут иметь повод гордиться вами! Постарайтесь согласовать требования, чтобы ребенок не пострадал от ваших разногласий с педагогом. От учителя зависит и то, какой сосед по парте “достанется” вашему ребенку. Это — немаловажный фактор успешной адаптации первоклассника. Обязательно поинтересуйтесь, какие отношения складываются у детей, сидящих вместе. А может быть, это ваше дитя мешает кому-то на уроках? В таком случае, постарайтесь побеседовать с вашим школьником о том, что умение уважать другого, когда тот работает — очень ценное умение.
ДОМА
При возвращении ребенка из школы, постарайтесь не задавать вопросы на которые дети дают привычные ответы.
-Как дела в школе?
-Нормально.
-А что сегодня делали?
— А ничего.
— Что получил и т.д.
Постарайтесь вспомнить свое детство, и то, как порой раздражал этот вопрос, особенно когда оценки не соответствовали ожиданию со стороны родителей (“им нужны мои оценки, а не я”). Понаблюдайте за ребенком, какие эмоции “написаны” у него на лице. (“День был трудный? Ты, наверное, еле дождался конца. Ты рад, что пришел домой?”).
ПО ДОРОГЕ
Иногда первоклассники берут с собой в школу игрушки. Родителям не стоит торопиться запрещать ему это, в некоторых случаях это уместно. Взяв с собой в школу любимую игрушку, ребенок чувствует себя защищенным. Особенно важно чувство защищенности для робких, тревожных и застенчивых детей. Они с трудом включаются в игры, не могут сблизиться с одноклассниками. Это будет позже. А пока пусть будет рядом любимая игрушка. Задача родителя на данном этапе лишь объяснить ребенку, что с игрушкой можно будет поиграть только на переменке, а на уроках ее нужно будет прятать.
Подробную информацию читайте в номере 196 — 199 от 27.08.2011 г.