Человечество, появившееся на земле, едва ли не с момента своего рождения мечтало о небе. Свидетельством тому является легенда античной Греции об Икаре.
Сейчас, когда людям доступен даже космос, для большей части из нас, простых обывателей, небо, воздушный транспорт по-прежнему является тем самым манящим «журавлем», в отличие от «синицы в руках» — привычных автомобильного или железнодорожного сообщения.
Но есть и те, для кого небо стало профессией. Среди них смолевичанка, бортпроводник воздушных судов авиакомпании «Белавиа» Ирина Дедюля. О пути в профессию стюардессы, о ее трудностях и ореоле романтики вокруг сегодня мы беседуем с Ириной.
— Ирина, скажите, как Вы попали в эту профессию?
— Мои мама и отец практически всю свою жизнь являются сотрудниками РУП «Национальный аэропорт «Минск». Правда, наземных его служб. Но, тем не менее, мне с самого детства нередко приходилось бывать в аэропорту и наблюдать, как идут на посадку и взлетают самолеты. Конечно, это всегда привлекало… И мечта стать проводником воздушного судна не была чем-то не логичным. По крайней мере, для родителей это не стало неожиданностью. Я окончила Минский лингвогуманитарный колледж, поступила заочно в лингвистический университет, и, во время учебы, услышав о наборе бортпроводников авиакомпании «Белавиа», заполнила анкету и подала резюме.
— Так просто…
— Не совсем. Просто заполнить анкету. А вот быть принятым… Ведь претенденты проходят очень строгий отбор. Например, во время моего поступления из пятидесяти человек были приняты только пятнадцать.
— Чтобы пройти, нужно быть обладательницей модельной внешности?
— Модельная внешность, это, по-вашему, высокий рост и параметры 90-60-90? Вот у меня, например, достаточно невысокий рост. Разные девушки работают стюардессами… Внешние данные, конечно, учитываются, но они — не самое главное. Главное — здоровье. Соискатели рабочего места проходят врачебно-летную экспериментальную комиссию — сдают множество анализов, ультразвуковых исследований, психологическое тестирование, стресс-тесты и так далее… Также в числе обязательных условий – знание английского языка, а лучше нескольких иностранных языков…
Наша работа очень тяжела и ответственна, потому и на пенсию бортпроводники выходят в 48 лет. И это не просто в красивой форменной одежде пройтись по салону и предложить напитки и закуски. Хотя и это – многочасовые перелеты на ногах, – не так уж легко. Ненормированный рабочий день, плавающий график полетов, узнаем который только на ближайшие дня два… То есть – ты можешь выходить на работу в любое время суток. Соответственно, нужно всегда быть к этому готовым, здоровым, в хорошей физической форме.
Основная же задача бортпроводника – обеспечить безопасность в полете. И во время обучения на курсах мы тщательно изучаем все аварийно-спасательное оборудование самолета, действия в аварийных ситуациях, приемы оказания медицинской помощи… Все очень основательно и скрупулезно.
— Были ли в Вашей практике экстремальные случаи, когда потребовалось использовать все эти знания?
— Был случай, когда примерно полугодовалый малыш, летевший с мамой, чем-то подавился. И мне пришлось взять его за ноги и вытрясать предмет, застрявший в дыхательных путях. Может, это и шокирует некоторых читателей, но именно таким приемом – взять за ноги и вытрясать – оказывается первая помощь младенцам в таком случае. К счастью, я смогла ему помочь, и все закончилось благополучно.
— Нередко в прессе появляются сообщения о воздушных дебоширах… — — Да, случается. Зачастую от того, что люди боятся полетов, еще на земле они принимают какое-то количество своеобразного «успокоительного». И, соответственно, ведут себя не всегда уместно. В моей практике такое было неоднократно. Хорошо, когда в экипаже есть мужчина-стюард. Но их, к сожалению, в компании не так много. К счастью, практически всегда сами пассажиры помогают утихомирить разбушевавшегося попутчика.
И еще, перед полетом, по согласованию с командиром воздушного судна, нетрезвого пассажира мы имеем право не пустить на борт.
— А часто ли Вам случалось встречаться с известными людьми на борту? Они требуют к себе повышенного внимания, особого обслуживания?
— Да, случалось. Сергей Безруков – частый клиент «Белавиа», Вера Брежнева, Иванушки International… Такие пассажиры, напротив, ничего особенного не требуют, ведут себя предельно сдержанно, стараясь не привлекать излишнего внимания.
— Тем, кто видит эту профессию со стороны, кажется, что она – сплошные путешествия. Новые города, страны… Имеете ли вы возможность увидеть их?
— Мы видим только борт самолета внутри. И в Астане, в Москве, и в Санкт-Петербурге, и в Анталии… Мы не имеем возможности выходить за борт воздушного судна, ведь между рейсом туда и обратно – всего-то около часа, и в это время нужно готовиться к нему… Но зато, какая бы ни была погода на земле, при подъеме на высоту полета, над облаками всегда — солнце. Зрелище потрясающее! Улучшает настроение, заряжает жизненной энергией, вселяет оптимизм и надежду на лучшее…
— Я знаю, что в «Белавиа» работает девушка-пилот, Светлана Еременко. А Вам не хотелось бы освоить и эту профессию?
— В настоящее время уже две женщины работают пилотами в нашей авиакомпании. Есть они и в других. Но, нет. Я бы не хотела. Я уже достаточно давно в своей профессии, с 2010 года. Часто летаю старшим бортпроводником на рейсе, так как у меня «за плечами» уже более 5000 летных часов. Достойный заработок. Да и к определенному образу жизни привыкаешь… А обучение для получения прав пилотирования гражданских судов – это очень долгий и дорогостоящий процесс.
— Не могу не задать еще один вопрос… В последнее время мы часто узнаем об авариях воздушных судов с большим количеством погибших. Не страшно Вам летать? Может, у Вас есть какие-либо приметы, обереги и тому подобное…
— Есть некоторые приметы в авиации. Например, никто не станет перед полетом и во время него ничего шить и пришивать. Если пуговица на форме отлетела – ее прикрепят булавкой.
А вообще, у меня есть твердая уверенность в том, что авиация – это самый безопасный вид транспорта.
И еще. Наша работа построена таким образом, что всякий раз летать приходится в составе разных летных экипажей. А, так как «Белавиа» компания небольшая, мы практически все знакомы друг с другом – командиры воздушного судна, вторые пилоты, бортпроводники … И лично у меня есть абсолютное доверие ко всем своим коллегам, уверенность в их профессионализме.
— Напряженная и ответственная работа должна вознаграждаться достойным отдыхом…
— Да. Отпуск у бортпроводников пятьдесят три дня. Так что дважды в год мы имеем возможность хорошо отдохнуть. Это даже не возможность, а необходимость и требование, политика компании.
— Вы замужем. Профессия Вашего мужа тоже связана с авиацией?
— Нет. Муж работает в сфере строительства. В данный момент — на третьей линии Минского метрополитена. Так что, в некотором смысле наши профессии – антагонисты. На небе – и под землей…
— Недавно у Вас появился малыш, Вы в декретном отпуске… По его окончании планируете вернуться в профессию?
— Конечно! Других вариантов даже не рассматриваю!
— Совсем скоро начнется очередная вступительная, и, соответственно, выпускная кампании в школах, ССУЗах, ВУЗах… Что бы Вы сказали тем, кто мечтает присоединиться к Вашему «крылатому» братству, стать проводниками воздушных судов авиакомпании «Белавиа»?
— Все реально, ведь ежегодно, где-то в канун новогодних праздников, «Белавиа» набирает примерно по пятьдесят бортпроводников.
Нет ничего непреодолимого, а мечты обязательно сбываются!
Полина ПРОКОПЕНЯ, жительница г. Смолевичи, студентка.
На фото: стюардесса ОАО “Авиокомпания “Белавиа” Ирина Дедюля.
Фото из личного архива героини публикации.
Информацию читайте в № 85-88 от 21.03.2018 г.