Человечество, появившееся на земле, едва ли не с момента своего рождения мечтало о небе. Свидетельством тому является легенда античной Греции об Икаре.

Сейчас, когда людям  доступен  даже космос,  для большей  части  из нас, простых обывателей, небо, воздушный транспорт по-прежнему является тем самым манящим  «журавлем», в отличие от «синицы в руках» —  привычных  автомобильного или  железнодорожного сообщения.

Но есть и те, для кого небо стало профессией. Среди них смолевичанка, бортпроводник воздушных судов авиакомпании «Белавиа» Ирина Дедюля. О пути в профессию стюардессы, о ее трудностях и ореоле романтики вокруг сегодня мы беседуем с Ириной.

 

—  Ирина, скажите, как Вы попали в эту профессию?

—  Мои мама и отец практически всю свою жизнь являются сотрудниками РУП «Национальный аэропорт «Минск».  Правда, наземных его служб.  Но, тем не менее, мне с самого детства нередко приходилось бывать в аэропорту и наблюдать, как идут на посадку и взлетают самолеты.  Конечно, это всегда привлекало… И мечта стать проводником воздушного судна не была чем-то не логичным. По крайней мере, для родителей это не стало неожиданностью. Я окончила Минский лингвогуманитарный колледж, поступила заочно в лингвистический университет, и, во время учебы, услышав о наборе бортпроводников авиакомпании «Белавиа», заполнила анкету и подала резюме.

— Так просто…

— Не совсем. Просто заполнить анкету. А вот быть принятым… Ведь претенденты проходят очень строгий отбор. Например, во время моего поступления из пятидесяти человек  были приняты только пятнадцать.

— Чтобы пройти, нужно быть обладательницей модельной внешности?

— Модельная внешность, это, по-вашему, высокий рост и параметры 90-60-90? Вот у меня, например, достаточно невысокий рост. Разные девушки работают стюардессами… Внешние данные, конечно, учитываются, но они  — не самое главное.  Главное — здоровье. Соискатели рабочего места  проходят врачебно-летную экспериментальную комиссию — сдают множество анализов, ультразвуковых исследований, психологическое тестирование, стресс-тесты и так далее… Также в числе обязательных условий  – знание английского языка, а лучше нескольких иностранных  языков…

Наша работа очень тяжела и ответственна, потому и на пенсию бортпроводники выходят в 48 лет. И это не просто в красивой  форменной одежде  пройтись по салону и предложить напитки и закуски. Хотя и это – многочасовые перелеты на ногах,  –  не так уж легко. Ненормированный рабочий день, плавающий график полетов, узнаем который только на ближайшие дня два… То есть – ты можешь выходить на работу в любое время суток. Соответственно, нужно всегда быть к этому готовым, здоровым, в хорошей физической форме.

Основная же задача бортпроводника – обеспечить безопасность в полете.  И во время  обучения на курсах мы тщательно изучаем все аварийно-спасательное оборудование  самолета, действия в аварийных ситуациях, приемы оказания медицинской помощи… Все  очень основательно и скрупулезно.

— Были ли в Вашей практике экстремальные случаи, когда  потребовалось использовать все эти знания?

— Был случай, когда примерно полугодовалый  малыш, летевший с мамой, чем-то подавился. И мне пришлось взять его за ноги и вытрясать предмет, застрявший в дыхательных путях.  Может, это и шокирует некоторых читателей, но именно таким приемом – взять за ноги и вытрясать – оказывается первая помощь младенцам в таком случае. К счастью, я смогла ему помочь, и все закончилось благополучно.

— Нередко в прессе появляются  сообщения о воздушных дебоширах… — — Да, случается. Зачастую от того, что люди боятся полетов, еще на земле они принимают какое-то количество своеобразного «успокоительного». И, соответственно, ведут себя не всегда уместно. В моей практике такое было неоднократно. Хорошо, когда в экипаже есть мужчина-стюард. Но их, к сожалению, в компании не так много. К счастью, практически всегда сами пассажиры помогают утихомирить разбушевавшегося попутчика.

И еще, перед полетом, по согласованию с командиром воздушного судна, нетрезвого пассажира мы имеем право не пустить на борт.

 — А часто ли Вам случалось встречаться с известными людьми на борту? Они требуют к себе повышенного внимания, особого обслуживания?

— Да, случалось. Сергей Безруков – частый клиент «Белавиа»,  Вера Брежнева, Иванушки International… Такие пассажиры, напротив, ничего особенного не требуют, ведут себя предельно  сдержанно, стараясь не привлекать излишнего внимания.

—  Тем, кто видит эту профессию со стороны, кажется, что она – сплошные путешествия. Новые города, страны… Имеете ли вы возможность увидеть их?

— Мы видим только борт самолета внутри. И в Астане, в Москве, и в Санкт-Петербурге, и в Анталии… Мы не имеем возможности выходить за борт воздушного судна, ведь между рейсом туда и обратно  – всего-то около часа, и в это время нужно готовиться к нему… Но зато, какая бы ни была погода на земле, при подъеме на высоту полета, над облаками всегда — солнце. Зрелище  потрясающее! Улучшает настроение, заряжает жизненной энергией, вселяет оптимизм и надежду на лучшее…

— Я знаю, что в «Белавиа» работает девушка-пилот, Светлана Еременко. А  Вам не хотелось бы освоить и эту профессию?

— В настоящее время уже две женщины работают пилотами в нашей авиакомпании. Есть они и в других. Но, нет. Я бы не хотела. Я уже достаточно давно в своей  профессии, с 2010 года. Часто летаю старшим бортпроводником на рейсе, так как у меня «за плечами» уже более 5000 летных часов. Достойный заработок. Да и к определенному образу жизни привыкаешь…  А  обучение для получения прав пилотирования гражданских судов – это очень долгий и дорогостоящий процесс.

—  Не могу не задать еще один вопрос… В последнее время мы часто узнаем об авариях воздушных судов с большим количеством погибших. Не страшно Вам летать? Может, у Вас есть какие-либо приметы, обереги и тому подобное…

— Есть некоторые приметы в авиации. Например, никто не станет перед полетом и во время него ничего шить и пришивать. Если пуговица на форме отлетела – ее прикрепят булавкой.

А вообще, у меня есть твердая уверенность в том, что авиация – это самый безопасный вид транспорта.

И еще. Наша работа построена таким образом, что  всякий раз летать  приходится в составе  разных летных экипажей. А, так как «Белавиа» компания небольшая, мы практически все знакомы друг с другом  – командиры воздушного судна, вторые пилоты, бортпроводники … И лично у меня есть абсолютное доверие ко всем своим коллегам, уверенность в их профессионализме.

— Напряженная и ответственная работа должна вознаграждаться достойным отдыхом…

— Да. Отпуск у бортпроводников пятьдесят три дня. Так что дважды в год мы имеем возможность хорошо отдохнуть. Это даже не возможность, а необходимость и требование, политика компании.

— Вы замужем. Профессия Вашего мужа тоже связана с авиацией?

— Нет. Муж работает в сфере строительства. В данный момент —  на третьей линии Минского метрополитена. Так что, в некотором смысле наши профессии – антагонисты.  На небе – и под землей…

— Недавно у Вас появился малыш, Вы в декретном отпуске… По его окончании планируете вернуться в профессию?

— Конечно! Других вариантов даже не рассматриваю!

— Совсем скоро начнется очередная вступительная, и, соответственно, выпускная кампании в школах, ССУЗах,  ВУЗах…  Что бы Вы сказали тем, кто мечтает присоединиться к Вашему «крылатому»  братству, стать проводниками воздушных судов авиакомпании «Белавиа»?

— Все реально, ведь ежегодно, где-то в канун новогодних праздников, «Белавиа» набирает примерно по пятьдесят бортпроводников.

Нет ничего непреодолимого, а мечты обязательно сбываются!

Полина ПРОКОПЕНЯ,  жительница г. Смолевичи, студентка.

На фото: стюардесса ОАО “Авиокомпания “Белавиа”  Ирина Дедюля.

Фото из личного архива  героини публикации.

Информацию читайте в № 85-88 от 21.03.2018 г.