Обеспечение населения качественной питьевой водой является одной из приоритетных проблем, решение которой необходимо для сохранения здоровья, улучшения условий деятельности и повышения уровня жизни населения.
Как известно, качество питьевой воды централизованных систем водоснабжения зависит от состояния водоисточников, эффективности технологий водоподготовки и методов очистки воды, санитарно-технического состояния водопроводных сетей.
Вместе с тем, как показали результаты контроля за реализацией в 2016-2017 гг. в Минской области подпрограммы «Чистая вода» Государственной программы «Комфортное жилье и благоприятная среда», проблема обеспечения населения качественной питьевой водой является весьма актуальной для Минской области.
Подтверждение – результаты санитарно-гигиенических исследований. Удельный вес проб воды из коммунальных водопроводов, не соответствующих установленным требованиям по санитарно-химическим показателям, в 2017 году составил 12,2%. Повышенная концентрация железа, содержащаяся в питьевой воде, на 01.01.2018 имеет место в сети коммунальных водопроводов Березинского (62,9%), Минского (52,2%) и Копыльского (51,6%) районов при среднем показателе по области 15,7%.
По данным ГО «ЖКХ Минской области», в целях улучшения ситуации в населенных пунктах области с численностью населения свыше ста человек в течение 2018-2020 гг. потребуется строительство порядка 118 станций обезжелезивания и 28 новых артскважин с ориентировочной потребностью в финансовых средствах 56,5 млн. руб.
Актуальными также являются вопросы замены сетей водоснабжения. В Минской области организациями ЖКХ эксплуатируется 25,1% водопроводных сетей со сроком службы свыше 30 лет и 35,8 % со сроком службы от 15 до 30 лет включительно. В сельских населенных пунктах 775 из 1 938 эксплуатируемых организациями ЖКХ артезианских скважин пробурены в 1970-1990-х гг. При этом, за 2017 год осуществлена перекладка лишь 3% водопроводных сетей и водоводов от протяженности сетей сроком эксплуатации свыше 30 лет.
Однако, принятые в регионах комплексы мероприятий по обеспечению реализации в 2016-2020 гг. подпрограммы «Чистая вода» не содержат конкретных объектов и предусмотренных на их возведение объемов финансирования. Более того, не предусмотрены мероприятия по окончанию работ на ранее начатых объектах. В то же время на их строительство в 2012-2015 гг. в целом по области затрачено ни много, ни мало, а порядка 0,8 млн. руб.
Безусловно, основное препятствие в успешном разрешении проблемы с обеспечением должного качества питьевой воды – это недостаточность финансирования. На сегодняшний день ни одна из организаций ЖКХ не располагает свободными собственными оборотными средствами, необходимыми для комплексного технического перевооружения, а 11 из 23 организаций ЖКХ, оказывающих услуги водоснабжения и водоотведения, в 2017 году сработали с убытками. Однако, результаты контроля свидетельствуют об отсутствии детальной проработки данной проблемы – из предусмотренных на реализацию мероприятий подпрограммы кредитных средств было освоено лишь 3,1%.
Как следствие, не все граждане торопятся заключать договоры на оказание услуг по централизованному водоснабжению, а доведенные целевые показатели обеспеченности потребителей централизованным водоснабжением, вода в котором соответствует качеству, в 2016-2017 гг. не выполнены каждым вторым районом (Березинский, Воложинский, Клецкий, Копыльский, Крупский, Любанский, Минский, Мядельский, Пуховичский, Столбцовский, Узденский, Червенский).
В этой связи в Минской области предстоит провести огромную работу по повышению качества услуг централизованного водоснабжения. Отдельными организациями ЖКХ уже «приняты обязательства» по итогам рассмотрения обращений, поступивших на «горячую линию» Комитета по проблемам обеспеченности населения водой надлежащего качества (строительство станций обезжелезивания, дополнительная промывка труб водоснабжения, замена фильтров и т.д.). Предложения по улучшению ситуации в данной сфере направлены Комитетом и в Миноблисполком. Полагаем, что их разрешение позволит области обеспечить полную реализацию заложенных в государственной программе мероприятий.
Контроль продолжается.
Управление контроля отраслей хозяйства Комитета государственного контроля Минской области.
Информацию читайте в № 97-100 от 31.03.2018 г.