С 22 января в нашей стране действует Закон Республики Беларусь от 18.07.2011 №300-3 «Об обращениях граждан и юридических лиц». Подробнее прокомментировать его основные положения мы попросили управляющего делами Смолевичского районного исполнительного комитета Марину Михайловну КЛЮЕВУ.
— В начале нашей беседы я бы хотела остановиться на том, что является ключевым понятием Закона. Так вот, это термин «обращение», под которым понимаются индивидуальное или коллективное заявление, предложение, жалоба, изложенные в письменной, электронной или устной форме. При этом следует отметить, что, несмотря на наличие определенных особенностей, связанных с порядком рассмотрения отдельных видов обращений, все они юридически равнозначны. Каждое обращение должно быть принято, все поставленные вопросы должны быть рассмотрены в полном объеме и по ним должны быть даны исчерпывающие ответы. При несогласии с принятыми решениями лицо может обжаловать ответы в установленном порядке.
— Вскользь Вы уже коснулись видов обращений. Давайте остановимся на них подробнее.
С 22 января в нашей стране действует Закон Республики Беларусь от 18.07.2011 №300-3 «Об обращениях граждан и юридических лиц». Подробнее прокомментировать его основные положения мы попросили управляющего делами Смолевичского районного исполнительного комитета Марину Михайловну КЛЮЕВУ.
— В начале нашей беседы я бы хотела остановиться на том, что является ключевым понятием Закона. Так вот, это термин «обращение», под которым понимаются индивидуальное или коллективное заявление, предложение, жалоба, изложенные в письменной, электронной или устной форме. При этом следует отметить, что, несмотря на наличие определенных особенностей, связанных с порядком рассмотрения отдельных видов обращений, все они юридически равнозначны. Каждое обращение должно быть принято, все поставленные вопросы должны быть рассмотрены в полном объеме и по ним должны быть даны исчерпывающие ответы. При несогласии с принятыми решениями лицо может обжаловать ответы в установленном порядке.
— Вскользь Вы уже коснулись видов обращений. Давайте остановимся на них подробнее.
— Начну с уже традиционного письменного обращения. Это обращение заявителя, изложенное в письменной форме. Сюда следует отнести также замечания и предложения, внесенные в книгу замечаний и предложений. Ключевым новшеством Закона является электронное обращение, поступившее на адрес электронной почты организации либо размещенное на официальном сайте организации в глобальной компьютерной сети Интернет. Данный вид обращений является весьма удобным и оперативным способом взаимодействия с административными учреждениями, и очевидно, что по мере развития информационных технологий его востребованность будет все более возрастать.
— Почему, как Вы думаете, возникла необходимость внесения ясности в вопрос о порядке рассмотрения электронных обращений?
—В условиях отсутствия четкого правового режима работы с данными обращениями вопрос о порядке работы с ними в разных организациях решался по-разному. В одних случаях порядок рассмотрения электронных обращений устанавливался самой организацией. В других случаях государственные органы своими ведомственными актами установили механизм работы с такими обращениями по аналогии с письменными обращениями. Во многих организациях такие обращения и вовсе приравнивались к анонимным и не рассматривались.
Сейчас же данная работа поставлена на законодательный фундамент.
— Можно подробнее?
— Законодатель предусматривает два вида электронных обращений: электронное обращение, поступившее на адрес электронной почты организации, и электронное обращение, размещенное на официальном сайте организации в глобальной сети Интернет. При этом в соответствии с пунктом 2 статьи 25 Закона, такие обращения должны размещаться в специальной рубрике на официальных сайтах организаций в сети Интернет в соответствии с установленными законодательством требованиями к содержанию соответствующих сайтов.
Электронные сообщения, поданные иными способами, например, сообщения на различных форумах, не подлежат рассмотрению в соответствии с Законом.
— И третий вид обращений – это устное обращение…
—Да, устное обращение является исторически первым возникшим видом обращений и традиционно остается весьма популярной среди населения формой взаимодействия с административными учреждениями, что во многом связано с ее простотой и доступностью.
Важным моментом является и возможность получить ответ по существу вопроса непосредственно в ходе приема. Кроме того, немалую роль играет и доверие, которое граждане испытывают к конкретным должностным лицам, и именно к ним стараются попасть на прием в надежде на то, что их вопрос будет решен наилучшим образом.
Тем не менее, форма устных обращений удобна для относительно несложных вопросов. Если же вопрос является неоднозначным, сложным, связан с необходимостью изучения и анализа большого количества фактов, требуется учет мнений различных инстанций, то более оправдано его изложение в письменном виде.
— Что это дает?
— Это позволит четко, ясно, не торопясь изложить все аргументы, при необходимости, представить подтверждающие документы и так далее. При этом можно не опасаться, что должностное лицо вас неправильно поймет или не внесет в карточку личного приема все поднимаемые вопросы.
—Что сказано в Законе о работе с индивидуальными и коллективными обращениями?
— Во-первых, дано четкое определение данных обращений. Так, под индивидуальным обращением понимается обращение одного заявителя. Это может быть обращение гражданина или юридического лица независимо от формы подачи, будь это устное, письменное либо электронное обращение.
В качестве индивидуального обращения конкретного заявителя следует рассматривать и обращение, подаваемое представителями заявителя.
Коллективное обращение – обращение двух и более заявителей по одному и тому же вопросу или нескольким вопросам. При этом, с учетом того, что в коллективных обращениях поднимаются вопросы, затрагивающие интересы нескольких лиц, а иногда даже целых социальных групп, такие обращения требуют повышенного внимания и особого контроля за их рассмотрением. В связи с этим Закон предусматривает определенные особенности рассмотрения таких обращений. Так, рассмотрение обращений тридцати и более заявителей осуществляется с выездом на место.
— Хотелось бы остановиться на повторном обращении.
— Повторным обращение считается, если оно поступило в одну и ту же организацию, к одному и тому же индивидуальному предпринимателю от одного и того же заявителя по одному и тому же вопросу два и более раз.
Для признания обращения повторным необходимо сочетание целого ряда обстоятельств. Закон не устанавливает срок, в течение которого обращение может признаваться повторным. В каждом случае вопрос должен решаться по совокупности факторов с учетом сохранения фактических и юридических обстоятельств.
Признание обращения повторным важно не само по себе, а в связи с тем, что при определенных обстоятельствах Закон позволяет оставлять такое обращение без рассмотрения по существу, а также прекращать переписку с заявителем.
Подробную информацию читайте в номере 27 – 30 от 4.02.2012 г.
Беседовала М. МЕРКУЛЬ.
Фото А.ВОЛОДЬКО.