Обеспечение безопасности дорожного движения – одна из главных задач, стоящих перед государственными органами. Последствия дорожно-транспортных происшествий, связанных с гибелью и ранением людей, повреждением материальных ценностей, наносят значительный ущерб экономике государства. По оценкам специалистов потери, связанные с аварийностью, в несколько раз превышают ущерб от железнодорожных катастроф, пожаров, других видов несчастных случаев.
Обеспечение безопасности дорожного движения – одна из главных задач, стоящих перед государственными органами. Последствия дорожно-транспортных происшествий, связанных с гибелью и ранением людей, повреждением материальных ценностей, наносят значительный ущерб экономике государства. По оценкам специалистов потери, связанные с аварийностью, в несколько раз превышают ущерб от железнодорожных катастроф, пожаров, других видов несчастных случаев.
По-прежнему наезды на пешеходов остаются преобладающим видом ДТП. В Минской области в прошедшем году с их участием зарегистрировано 441 ДТП (36% от всех автоаварий), 144 человека погибли и 327 получили ранения. По вине самих пешеходов произошло 434 аварии. В течение двух месяцев текущего года в результате 46 наездов погибли 19 пешеходов.
В целях предупреждения ДТП с участием и по вине пешеходов постоянно проводятся профилактические мероприятия «Пешеход», «Пешеходный переход» и др. В ходе этих мероприятий проводится обследование улично-дорожной сети, принимаются меры по совершенствованию организации дорожного движения, в т.ч. в местах концентрации ДТП с участием пешеходов производится установка дорожных ограждений с целью обеспечения безопасного движения, особое внимание уделяется наличию световозвращающих элементов у пешеходов, разъяснению необходимости приобретения данных элементов с целью обеспечения личной безопасности при движении вблизи проезжей части в темное время суток.
Нередко пешеходы создают аварийные ситуации, подвергая опасности водителей и пассажиров. Зачастую они сознательно нарушают Правила, переходя улицу в неустановленных местах, а иногда просто идут по кратчайшему пути до ближайшей остановки, лавируя между движущимися на скорости автомобилями. Многие пешеходы не хотят понимать, что водитель не в силах мгновенно остановить свой автомобиль.
В темное время суток пешеходы становятся наиболее уязвимыми и водителям следует быть предельно сосредоточенными при проезде по слабо освещенным или неосвещенным участкам дорог, а пешеходы не должны забывать о необходимости использования фликеров.
Водитель должен быть готов к любым неожиданностям со стороны пешеходов: хождение по дорогам в состоянии алкогольного опьянения, переход проезжей части в неустановленном месте, неподчинение сигналам регулирования дорожного движения. Поведение пьяного человека на дороге вообще невозможно предугадать, поэтому водитель должен немедленно принять необходимые меры предосторожности: остановиться или объехать пьяного на расстоянии, чтобы тот не смог натолкнуться на автомобиль.
10.03.2012г. около 22.10 на 405 км а/д Брест- Минск-гр.РФ, вблизи д.Полевая водитель, управляя а/м Форд Мондео, совершил наезд на внезапно вышедшего на проезжую часть пешехода, который скончался на месте ДТП. Пешеход не был обозначен световозвращающими элементами.
В 2011 году в области с проезжей части было изъято 5,8 тыс. нетрезвых пешеходов, из них 4,3 тыс. доставлены в медвытрезвители, в соответствии с ч.1 ст.18.23 КоАП Республики Беларусь привлечены к административной ответственности 1143 человека.
Наибольший уровень пешеходного травматизма отмечается в осенне-зимний период. Такое положение обусловлено тем, что в это время года короткий световой день.
Проводимый ГАИ следственный эксперимент позволил установить, что в темноте из салона автомобиля человек в темной одежде при ближнем свете фар различим лишь на расстоянии 25-30 м. При скорости 60 км/ч за 1 секунду автомобиль проезжает около 17 м. За это время водитель только успеет сообразить, что или кто перед ним.
ПДД обязывают пешехода при движении по краю проезжей части дороги в темное время суток обозначить себя световозвращающими элементами.
Наезды могут происходить в различных местах, каждое из которых имеет типичные признаки опасности. Так, в зоне остановки общественного транспорта признаком опасности является стоящий или подъезжающий к остановке общественный транспорт. Другим опасным местом является пешеходный переход. При приближении к нему нужно до минимума снизить скорость и дать людям возможность покинуть проезжую часть. В крупных городах проблемой остаются наезды на пешеходов на нерегулируемых пешеходных переходах.
1.12.2011г. на ул.Заслонова в г.Солигорске водитель, управляя автомобилем Форд, совершил наезд на переходившего проезжую часть по нерегулируемому переходу пешехода, который скончался по дороге в больницу.
Имея преимущество, пешеход обязан быть предельно внимательны, осторожным, не должен отвлекаться при переходе проезжей части и своими действиями не создавать препятствия для движения транспортных средств.
Что же кается обязанностей водителя, то при подъезде к нерегулируемому переходу водитель должен снизить скорость, вплоть до остановки транспортного средства, чтобы уступить дорогу пешеходам.
Для предупреждения таких ДТП регулярно проводятся профилактические акции «Пешеходный переход – для пешеходов». Несение службы сотрудниками ГАИ осуществляется совместно с членами добровольных дружин, других общественных формирований вблизи мест массового движения пешеходов.
Каждый водитель должен представлять, как ведут себя на проезжей части различные пешеходы. Например, дети являются самыми непредсказуемыми участниками дорожного движения.
10.02.2012г. около 21.50 в г.Логойск водитель совершил наезд на переходившего проезжую часть вне пешеходного перехода и необозначенного световозвращающими элементами пешехода, 1999г.р., ученика 7 класса СОШ №1 г.Логойска. В результате ДТП ребенок с телесными повреждениями был госпитализирован.
Водитель должен воспринимать появление ребенка даже у края тротуара, как сигнал об опасности, и проявлять повышенную бдительность при движении в зоне школ и детских площадок.
Уважаемые родители! Впереди – каникулы, поэтому уделяйте повышенное внимание времяпрепровождению своих детей, не оставляйте их без присмотра. Ежедневно напоминайте им о мерах безопасности и правилах поведения на дороге!
Проблема «водитель-пешеход» уже давно превратилась в проблему общечеловеческих взаимоотношений. Водителям и пешеходам всегда следует помнить о строгом соблюдении Правил и взаимной вежливости на дороге.
Водители и пешеходы! Помните, что даже самый большой размер штрафа не соизмерим с человеческой жизнью. Берегите себя и своих близких, соблюдайте ПДД и будьте взаимно вежливы на дороге!
А.МАРТЫСЮК, начальник отдела правопорядка и профилактики Смолевичского РОВД, майор милиции.
Информацию читайте в номере 65 – 68 от 241.03.2012 г.