Генеральной прокуратурой Республики Беларусь на постоянной основе проводится анализ поступивших в органы прокуратуры жалоб. В ряде случаев это жалобы на вступившие в силу постановления по делам об административных правонарушениях (далее – постановления).
На практике зачастую возникают вопросы, связанные в первую очередь с исчислением сроков обжалования таких постановлений. При этом следует учитывать сроки обжалования постановлений, не вступивших в законную силу.
Срок, установленный ч. 1 ст. 12.4 Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее — ПИКоАП) для обжалования постановления, не вступившего в законную силу, составляет 10 дней, которые исчисляются со дня:
— объявления лицу, привлекаемому к административной ответственности, постановления о наложении административного взыскания;
— вручения привлекаемому лицу копии постановления;
— получения привлекаемым лицом копии постановления.
Однако постановление об административном аресте либо депортации может быть обжаловано в течение пяти суток со дня объявления такого постановления (а не вручения или получения копии постановления).
Законом определены случаи, когда составляется мотивировочная часть постановления, в том числе в виде отдельного документа (ст. 11.9 ПИКоАП). В этой ситуации, при поступлении заявления о составлении мотивировочной части постановления жалоба может быть подана лицом, обратившимся с таким заявлением, в течение десяти суток со дня получения копии мотивировочной части постановления.
Вступившее в законную силу постановление может быть пересмотрено по жалобе лица, в отношении которого оно вынесено, потерпевшего, их представителей, защитника, если оно обжаловалось до вступления его в законную силу, либо по протесту прокурора (ч. 1 ст. 12.11 ПИКоАП). Таким образом, прокурор вправе принести протест на такое постановление вне зависимости от того, опротестовывалось ли оно до его вступления в законную силу или нет.
В силу требований ст. 11.12 ПИКоАП общий срок для обжалования составляет десять дней с момента объявления постановления (вручения / получения копии постановления) плюс шесть месяцев. При этом следует учитывать, что течение срока начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которым определено его начало, и оканчивается он в день наступления соответственно даты или события. Если последний день процессуального срока приходится на нерабочий день, то последним днем срока считается первый следующий за ним рабочий день, кроме случаев исчисления срока при задержании, административном аресте, краткосрочном выезде административно арестованного за пределы места отбывания административного ареста.
Например, постановление о наложении административного взыскания в виде штрафа было объявлено лицу 14 декабря 2018 года. Десятидневный срок, отведенный ПИКоАП для обжалования, приходится на 24 декабря 2018 года, понедельник. Однако 24 декабря 2018 года, является нерабочим днем. 25 декабря 2018 года, вторник, является праздничным, т.е. также нерабочим, днем. Поэтому последний день, когда может быть подана жалоба на не вступившее в силу постановление, является 26 декабря 2018 года.
Шестимесячный срок для обжалования (опротестования) вступившего в законную силу постановления истекает через 6 месяцев, т.е. 26 июня 2019 года. Указанный срок принесения протеста не считается пропущенным, если жалоба на вступившее в законную силу постановление подана прокурору до истечения шестимесячного срока (ч. 3 ст. 12.11 ПИКоАП).
Необходимым условием принятия прокурором к рассмотрению жалобы на вступившее в законную силу постановление является уплата государственной пошлины, что установлено подп. 1.4 п. 1 ст. 249 Налогового кодекса Республики Беларусь (далее – НК).
Согласно п. 7 приложения 17 к НК ставка государственной пошлины при рассмотрении жалоб на постановления по делам об административных правонарушениях зависит от размера и вида административного взыскания.
Так, в случае наложения штрафа в размере менее 10 базовых величин (далее – БВ) государственная пошлина составляет 0,5 БВ; от 10 (включительно) до 100 (включительно) БВ – 2 БВ; более 100 БВ – 3 БВ; в случае наложения иных административных взысканий – 1 БВ. С жалоб на иные постановления, не связанные с наложением взыскания, в том числе о прекращении дела об административном правонарушении, государственная пошлина составляет 1 БВ.
При этом имеет значение размер административного взыскания, выраженный в базовых величинах, а не в сумме в рублях, что важно при подаче жалобы после изменения размера базовой величины.
В случае подачи жалобы в прокуратуру следует указать:
— должностное лицо, которому адресуется жалоба (соответствующий прокурор);
— данные лица, подающего жалобу (ФИО, место жительства или место пребывания, рекомендуется также номер телефона; наименование юридического лица и его место нахождения);
— процессуальное положение лица, подавшего жалобу (в целях установления, обладает ли заявитель правом обжалования);
— обжалуемое постановление (дата, номер, орган, вынесший постановление);
— доводы для отмены или изменения постановления;
— жалоба должна быть подписана лицом, подающим жалобу, либо его представителем.
К жалобе необходимо приложить оригинал документа, подтверждающего уплату госпошлины. В случае подачи жалобы защитником или представителем необходимо приложить документы, подтверждающие их полномочия.
В случае несоответствия содержания жалобы вышеописанным требованиям она считается поданной, но возвращается прокурором, уполномоченным рассматривать жалобу, с назначением срока для устранения недостатков. В случае пропуска назначенного срока жалоба считается неподанной (ч. 4 ст. 12.1-1 ПИКоАП).
При подаче жалобы лицом, не имеющим права обжалования, жалоба возвращается заявителю.
Следует отметить, что жалоба (протест) на постановление по делу об административном правонарушении рассматривается судьей, должностным лицом, уполномоченными рассматривать жалобу (протест), в месячный срок со дня ее поступления, а жалоба (протест) на постановление о наложении административного взыскания в виде административного ареста либо депортации — в трехдневный срок со дня поступления.
В.И. КОСТЕНЕВИЧ, старший прокурор управления Генеральной прокуратуры Республики Беларусь по надзору за исполнением законодательства на транспорте и в таможенных органах.