День Республики, День Независимости, главный праздник белорусской государственности, наш народ не спроста отмечает 3 июля. Ведь именно в эту дату, в июле 1944 года Беларусь была освобождена от гитлеровских захватчиков, от фашистского ига. Эта свобода была добыта очень дорогой ценой, выстрадана каждым жителем республики, завоевана в справедливой, праведной битве. Но вместе с радостью победы остаются в сердцах людей горечь утрат и боль, которую не лечит время: каждого третьего своего жителя потеряла Беларусь в годы войны. Это невозможно предать забвению.
День Республики, День Независимости, главный праздник белорусской государственности, наш народ не спроста отмечает 3 июля. Ведь именно в эту дату, в июле 1944 года Беларусь была освобождена от гитлеровских захватчиков, от фашистского ига. Эта свобода была добыта очень дорогой ценой, выстрадана каждым жителем республики, завоевана в справедливой, праведной битве. Но вместе с радостью победы остаются в сердцах людей горечь утрат и боль, которую не лечит время: каждого третьего своего жителя потеряла Беларусь в годы войны. Это невозможно предать забвению.
Волнующа, поистине священна, непреходяща память наша о Великой Отечественной войне. Мы глубоко чтим и славим героев, павших и живых. Горькой болью наполняются сердца, когда вспоминаем и говорим о миллионах наших людей, замученных, расстрелянных, сожженных заживо гитлеровцами и их прислужниками. Неутихающая боль не позволяет забыть прошлое. Мы, живые, обязаны восстановить те страшные события, сказать горькую правду, чтобы ее знали потомки.
Жертвы, принесенные на алтарь победы, святы, говорит Президент Александр Лукашенко. Нельзя беспамятством оскорблять героизм победителей. Еще больший позор – оправдывать зверства фашистов, называть убийц и бандитов борцами за национальную идею, устраивать парады эсесовцев и карателей, сжигавших города и села и на нашей белорусской земле. О недопустимости подобного кощунства говорится в принятой не так давно по инициативе Беларуси и России резолюции Организации Объединенных Наций..
На территории Беларуси фашистские оккупанты вели войну на уничтожение. Согласно нацистскому генеральному плану «Ост», три четверти населения страны подлежали «выселению» с родной земли – физическому уничтожению, четверть – онемечиванию, превращению в рабов. Неотъемлемой частью фашистского режима на территории Беларуси были карательные операции, направленные на подавление партизанского движения, запугивания и унижения мирных людей. По оценкам международных экспертов, ни одна страна Европы не понесла таких потерь во Второй мировой войне, как миролюбивая Беларусь.
Из 9200 населенных пунктов, разрушенных и сожженных гитлеровцами в Беларуси, 5295 изверги уничтожили вместе с жителями или их частью во время карательных операций. 186 сожженных деревень так и не были восстановлены после войны.
На территории нашего района наиболее крупные карательные операции фашисты начали проводить с 1942 года. В октябре 1942 года карательная операция под названием «Фрида» была проведена против партизанских бригад «Разгром», «За Советскую Беларусь», имени Щорса и населения Смолевичского, Борисовского и Червенского районов. Тогда гитлеровцы полностью сожгли дома и другие строения в деревнях Заболотье, Замостье, Старина, Стриево, Туры. В Турах в тот же день расстреляли 34 жителей – женщин, детей и стариков.
Деревня Хотеново Юрьевского сельсовета была полностью сожжена вместе с частью жителей во время операции «Манылы», проводимой фашистами с 2 по 14 апреля 1943 года против партизанской бригады «Штурмовая» и местного населения в районе деревни Манылы и в Маныловском лесу Логойского района, а также в Смолевичском, Плещеницком и Борисовском районах. Проводил эту операцию 2-й немецкий полк СС, боевая группа Бинца, усиленная танковая рота, саперный и два минометных взвода. В ходе операции фашисты уничтожили 723 человека, в том числе в деревне Бабий Лес –48, Замостье – 18, Острове – 19, Прудище – 41, Рассошном – 13, Сарнацком – 20, Сутоки – 18, Хотенове – 184 мирных жителей.
На окраине Хотенова стоит памятник, на котором разрывающие сердце слова: “Тут фашысцкія акупанты спалілі жывымі жыхароў вёскі Хаценава. Вёска знішчана 8 красавіка 1943 года”. Памятник установлен на месте, где когда-то была баня жителя Алексея Чижика, в которой приняли мученическую смерть сожженные заживо односельчане.
Жительнице Хотенова Александре Емельяновне Гринкевич посчастливилось остаться в те дни в живых, она находилась тогда в Высоких Лядах и потому спаслась.
– В тот трагический день погибли мои самые близкие – мама Улита Ивановна, родные сестры Ксения и Анна. У Ксении было трое деток, всех расстреляли в их собственном доме. Анна, как только увидела карателей, успела взять что-то из одежды и продуктов и побежала к болоту. Но каратели взяли деревню в кольцо и выбраться из нее было невозможно, – рассказывает Александра Емельяновна. – Сестру каратели схватили и живой бросили в огонь пылающей хаты.
В последний момент она успела сорвать с гловы платок и бросить его возле вишни. Этот платок я берегу как дорогую память о своей сестре.
В апреле 1943 года взвод из батальона Дарлевангера зверствовал в деревнях Кривая Поляна и Сухой Остров. Каратели в Кривой Поляне убивали людей там, где их видели: в хатах, на улице, в огородах. Не многим удалось скрыться в ближайшем лесу. А в Сухом Острове карателей постигла неудача. Жители, узнав, что творится в округе, успели уйти в лес. Гитлеровцы стали прочесывать лес, задержали многих женщин с детьми, стариков. Пригнали их в Сухой Остров, заперли в хате Антона Фроловича и через окна стали расстреливать из пулеметов и автоматов. Затем хату подожгли. По словам оставшегося в живых Владимира Петровича Кранцевича, в огне погибли 55 человек, среди них – его родные: бабушка Агафья, дед Петрок, братья Леонид, Александр, Анатолий, Геннадий; семья Ляховичей – Гаврила, Анастасия и их трое детей; Брилевский Иван и двое детей; Добровольские – Михаил и Леонид; Рабецкий Павел, семья Кошелевых и их двое детей.
Летом 1943 года фашисты сожгли деревушку Карамша и 36 ее жителей. Сохранились воспоминания жителя деревни Михаила Романовича Смарговича:
– Я добра памятаю той дзень. Маці падаіла карову і адправіла мяне яе пасвіць. А ў гэты час прыехалі немцы. Калі я вярнуўся, немцы нашых мужчын ужо забралі. У сенцах я ўбачыў, як немец біў маю маці і патрабаваў яйкі… Аказваецца, у лазні Ігната Сіліча немцы наткнуліся на двух партызан, якія ўвязаліся ў бой. Адзін быў забіты, другі скрыўся ў лесе. Раззлаваныя гітлераўцы схапілі ўсю нашу сям’ю, а таксама сям’ю Ліпніцкіх і з іншымі жыхарамі загналі ў хлеў. Затым увайшоў немец і з аўтамата пачаў страляць. Нехта з маіх братоў застагнаў, і фашыст забіў яго. Потым хлеў падпалілі. Мяне параніла ў руку і жывот, але я не страціў прытомнасць. Маці маю таксама параніла. Мы разам падпаўзлі да дзвярэй. Я пачаў рыць падкоп… Так нам з маці ўдалося выбрацца з таго пекла.
За месяц до трагедии в Хотенове и Сухом Острове батальоном под командованием Дарлевангера была проведена операция против жителей деревень Прилепского сельсовета Дуброва, Ляды, Погорельцы. Была сожжена деревня Прилепы, 29 ее жителей расстреляны.
Деревню Орешники фашисты жгли дважды: в январе 1943 и марте 1944 года. А за несколько дней до сожжения расстреляли 48 односельчан. Спастись удалось только троим. Это Константин Боровский, Леонид Евменчик и Константин Каминский. Имена погибших сельчан увековечены на памятнике в центре села (на снимке).
19 сентября 1943 года жители деревни Антаполье копали картошку на приусадебных участках. Налетели фашисты, стали всех сгонять в сарай. Кто пытался бежать – расстреливали. 35 мирных жителей в страшных муках сгорели заживо. В день 60-летия Великой Победы в деревне был установлен памятник погибшим жителям.
15 июня 1944 года фашисты полностью сожгли деревню Багута, расстреляли 115 жителей. Это была последняя в Смолевичском районе деревня, которая погибла от рук врага. Мария Ефимовна Булыга, жительница деревни Багута, рассказывала:
– Увидев, что идут каратели, мы выскочили на улицу, побежали на огород. Каратели заметили нас, начали стрелять. Мать убили сразу, а меня ранили, и я упала. Подошел фашист и выстрелил в меня. Пуля попала в левый глаз и вышла около уха. Я потеряла сознание… Когда пришла в себя, деревня наша уже вся сгорела.
Мария Ефимовна выступала как свидетель на судебном процессе против зверств фашистов, который проходил в 1966 году в Минске.
На территории нашего района немецко-фашистские захватчики в 1941-1944 годах полностью уничтожили 21 деревню, в них 861 двор и 676 жителей. Частично было сожжено 100 деревень, в них 1648 дворов, 2683 жителя. Угнано в рабство 803 человека. На фронтах Великой Отечественной войны погибли 2475 уроженцев нашего района. В партизанской борьбе против фашистских изуверов погибли 737 партизан.
Белорусский народ верит в мирное будущее нашей республики, верит, что новые поколения двадцать первого столетия не допустят войны.
Александр ГРОМЫКО, член президиума районного Совета ветеранов.
Фото А.ВОЛОДЬКО.
Информацию читайте в номере 147 – 150 от 30.06.2012 г.