В настоящее время, несмотря на значительный рост цен (более чем в 4 раза) на топливно-энергетические ресурсы для организаций, оказывающих жилищно-коммунальные услуги населению, тарифы на такие услуги за последние несколько лет увеличились незначительно. Это объясняется проводимой в стране социально ориентированной политикой государства, направленной на сдерживание роста платежей за жилищно-коммунальные услуги в привязке к темпам роста заработной платы и других доходов населения.
В настоящее время, несмотря на значительный рост цен (более чем в 4 раза) на топливно-энергетические ресурсы для организаций, оказывающих жилищно-коммунальные услуги населению, тарифы на такие услуги за последние несколько лет увеличились незначительно. Это объясняется проводимой в стране социально ориентированной политикой государства, направленной на сдерживание роста платежей за жилищно-коммунальные услуги в привязке к темпам роста заработной платы и других доходов населения.
К примеру, установленные тарифы на электрическую энергию для населения (в среднем 3,5 цента США/кВт/ч или 290 руб/кВт/ч) возмещают менее 35% затрат энергоснабжающих организаций на ее производство и доставку потребителю. В результате население не возмещает энергоснабжающим организациям затраты на оказание данной услуги на сумму порядка 500 млн. долл. США.
Учитывая низкий уровень тарифов на электрическую энергию, у населения отсутствует экономический стимул для рационального использования электрической энергии и проведения мероприятий по экономному ее расходованию. Для страны, импортирующей значительное количество топливно-энергетических ресурсов, очень важным является заинтересовать граждан в их экономии.
Понимая важность ликвидации таких ценовых диспропорций, Правительство Республики Беларусь в своих программных документах о деятельности на 2011-2015 годы утвердило необходимость обеспечения к 2015 году полного возмещения установленными для населения тарифами на электроэнергию затрат энергоснабжающих организаций, связанных с оказанием услуг по электроснабжению.
С этой целью предлагаются к общественному обсуждению два варианта формирования государственной тарифной политики в области электроснабжения населения, при этом по каждому из вариантов прогнозируется к 2015 году увеличение тарифов на электрическую энергию для населения до уровня, обеспечивающего полное возмещение экономически обоснованных затрат на оказание услуг электроснабжения:
Вариант 1.
Внедрение в республике дифференцированной оплаты населением услуг электроснабжения в зависимости от объемов потребления (по аналогии с действующим в республике механизмом оплаты населением жилищно-коммунальной услуги водоснабжения) с поэтапным повышением уровня «базового» тарифа на электрическую энергию в привязке к темпам роста заработной платы и других доходов населения. При этом предлагается установить «льготные» объемы потребления электроэнергии на абонента (семью) в зависимости от количества зарегистрированных в жилом помещении граждан, от сезона года и от типа установленной в жилом помещении плиты для пищеприготовления (электрическая или газовая), которые будут оплачиваться по «базовому» тарифу (действующий по состоянию на 1 сентября 2012 г. тариф – 250,6 руб/кВт/ч для жилых помещений с электрической плитой и 295,0 руб/кВт/ч для жилых помещений с газовой плитой).
Для семей устанавливаются следующие «льготные» объемы электропотребления: «льготный» объем на семью в месяц в квартире (жилом доме) с электроплитой с 1 апреля по 30 сентября: состав семьи 1 чел.– 120 кВт/ч, 2 чел. – 140 кВт/ч, 3 чел.- 160 кВт/ч, 4 чел. – 180 кВт/ч, 5 чел. – 200 кВт/ч, 6 чел. – 220 кВт/ч, 7 чел. и более – 240 кВт/ч; с 1 октября по 31 марта: состав семьи 1 чел. – 135 кВт/ч, 2 чел. – 155 кВт/ч, 3 чел. – 175 кВт/ч, 4 чел. – 195 кВт/ч, 5 чел. – 215 кВт/ч, 6 чел. – 235 кВт/ч, 7 чел. и более – 255 кВт/ч; с газовой плитой с 1 апреля по 30 сентября: состав семьи 1 чел. – 70 кВт/ч, 2 чел. – 85 кВт/ч, 3 чел. – 100 кВт/ч, 4 чел. – 115 кВт/ч, 5 чел. – 130 кВт/ч, 6 чел. – 145 кВт/ч, 7 чел. и более – 160 кВт/ч; с 1 октября по 31 марта: состав семьи 1 чел. – 80 кВт/ч, 2 чел. – 95 кВт/ч, 3 чел. – 110 кВт/ч, 4 чел. – 125 кВт/ч, 5 чел. – 140 кВт/ч, 6 чел. – 155 кВт/ч, 7 чел и более 170 кВт/ч.
Электроэнергия, потребленная сверх установленных «льготных» объемов, будет оплачиваться по более высокому тарифу, до 2015 года – по тарифу обеспечивающему полное возмещение экономически обоснованных затрат на оказание услуг электроснабжения (по состоянию на 1 сентября 2012 г. – 595,9 руб/кВт/ч).
Данный тариф также будет применяться в квартирах (жилых домах), где отсутствуют зарегистрированные граждане.
Вариант 2.
Сохранение действующей системы расчетов с поэтапным более интенсивным повышением до 2015 года тарифов на электрическую энергию для населения.
Характерной особенностью указанного варианта является простота системы расчетов за потребленную электрическую энергию без установления предельных объемов электропотребления, сверх которых будет применяться тариф, обеспечивающий возмещение экономически обоснованных затрат. Кроме того, будет отсутствовать необходимость постоянной актуализации информации о количестве зарегистрированных в жилом помещении граждан.
С целью проведения мониторинга общественного мнения предлагаем гражданам в режиме on-line высказать свое мнение (проголосовать) относительно выбора варианта дальнейшего совершенствования тарифной политики в области электроснабжения населения на одном из следующих официальных Интернет-сайтах: Министерства энергетики Республики Беларусь – http://www.minenergo.gov.by; государственного производственного объединения электроэнергетики «Белэнерго» — http://www.energo.by.
Также высказать свое мнение (проголосовать) по рассматриваемому вопросу можно посредством обращения на «прямые телефонные линии» и «горячие» линии: 54-5-65, 58-8-75 с 8.00 до 12.00 с 13.00 до 17 .00 ежедневно, в субботу с 8.00 до15.00, воскресенье – выходной.
Нам важно Ваше мнение!
Минское республиканское унитарное предприятие «МИНЭНЕРГО».
Информацию читайте в номере 217 – 220 от 22.09.2012 г.