15 марта 1994 года была принята Конституция Республики Беларусь, которая впервые в истории белорусской государственности провозгласила наше государство демократическим социальным правовым. Важнейшей задачей такого государства является обеспечение и защита прав и свобод человека, признанных, как и сам человек, высшей ценностью и целью общества и государства.

15 марта 1994 года была принята Конституция Республики Беларусь, которая впервые в истории белорусской государственности провозгласила наше государство демократическим социальным правовым. Важнейшей задачей такого государства является обеспечение и защита прав и свобод человека, признанных, как и сам человек, высшей ценностью и целью общества и государства.

Достойное развитие личности возможно только тогда, когда государство уделяет должное внимание таким важнейшим социально-экономическим правам, как право на труд, образование, охрану здоровья, социальное обеспечение и др.

В действующей Конституции нашел закрепление новый для Беларуси правовой институт — институт конституционного контроля. В 1994 году в республике впервые появился компетентный и правомочный орган — Конституционный Суд Республики Беларусь, который, таким образом, является ровесником Основного Закона.

Конституционный Суд вправе проверять на соответствие Конституции любой нормативный правовой акт, изданный органом государственной власти и управления. Вносить предложения о проверке конституционности актов имеют право Президент Республики Беларусь, Палата представителей, Совет Республики Национального собрания, Верховный Суд, Высший Хозяйственный Суд, Совет Министров Республики Беларусь. Другие государственные органы, общественные объединения, а также граждане выступают с соответствующей инициативой перед органами и лицами, обладающими правом на внесение предложений о проверке конституционности акта. В таких случаях Конституционный Суд принимает заключение, которым проверяемые нормативные правовые акты могут быть признаны не соответствующими Конституции в целом или в отдельной части.

Согласно статье 40 Конституции граждане имеют право направлять личные и коллективные обращения в государственные органы, в том числе в Конституционный Суд.

В соответствии с Декретом «О некоторых мерах по совершенствовании деятельности Конституционного Суда Республики Беларусь» Президента Республики Беларусь от 26 июня 2008 года №14 Конституционному Суду, наряду с иными дополнительными полномочиями, было предоставлено право осуществления обязательного предварительного контроля конституционности всех законов, принятых Палатой представителей и одобренных Советом Республики Национального собрания Республики Беларусь, до подписания данных законов Президентом Республики Беларусь. Таким образом, был введен обязательный предварительный контроль конституционности не отдельных, а всех законов, принятых парламентом в рамках конституционных полномочий и представленных Президенту Республики Беларусь на подпись.

Исполнение решений Конституционного Суда, реализация вносимых им предложений о совершенствовании законодательства содействуют утверждению конституционной законности в нормотворчестве и правоприменении.

В Послании Президенту Республики Беларусь и палатам Национального собрания  Республики Беларусь «О состоянии конституционной законности в Республике Беларусь в 2009 году» Конституционным Судом отмечено, что укрепление конституционной законности, обеспечение защиты конституционных ценностей и целей путем их законодательного развития и практической реализации — обязанность не только Конституционного Суда, но и всех государственных органов и должностных лиц.

Ирина ФЕДОРОВА, главный специалист Конституционного Суда Республики Беларусь.