С детства нас учат знать телефоны экстренной помощи: на случай опасности, происшествия, беды, угрозы жизни. И все мы понимаем, как важно вовремя дозвониться в «скорую», милицию, МЧС и другие специализированные службы… Однако многие люди, особенно находящиеся в состоянии алкогольного опьянения, считают телефон «102»  той «отдушиной», куда можно позвонить при недостатке общения, а то и впустую вызвать наряд милиции на место преступления, которое не совершалось…

С детства нас учат знать телефоны экстренной помощи: на случай опасности, происшествия, беды, угрозы жизни. И все мы понимаем, как важно вовремя дозвониться в «скорую», милицию, МЧС и другие специализированные службы… Однако многие люди, особенно находящиеся в состоянии алкогольного опьянения, считают телефон «102»  той «отдушиной», куда можно позвонить при недостатке общения, а то и впустую вызвать наряд милиции на место преступления, которое не совершалось…

— Зачастую граждане, обращаясь в органы внутренних дел и заявляя о совершенных уголовно наказуемых деяниях, административных правонарушениях могут не совсем ясно понимать то, что обращение в органы внутренних дел является официальным и все, что они скажут либо заявят, будет проверяться, и этому будет дана оценка, — говорит заместитель прокурора Смолевичского района, младший советник юстиции Сергей Валерьевич Грицук. — В случае неподтверждения заявлений, которые делают граждане о совершенных уголовно наказуемых деяниях и административных правонарушениях, они могут быть сами привлечены  к административной либо уголовной ответственности, в зависимости от тяжести правонарушения или преступления, о котором  они сообщают.

Люди, как уже говорилось ранее, иногда звонят в милицию для того, чтобы просто поговорить, чтобы к ним приехали, и пообщаться лично, поэтому придумывают всякие истории: о семейных скандалах, кражах, драках. Звонят, заведомо зная, что в помощи милиции не нуждаются, и что ни преступления, ни правонарушения не было. Конечно, ни один из вызовов милиция не может оставить без внимания, и, приезжая на место вызова, тратя свое время попусту, представители службы правопорядка зачастую убеждаются, что ничего из заявленного человеком не совершалось, а сам звонивший находится в состоянии алкогольного опьянения. Тогда в отношении таких людей составляют протокол за ложный вызов. И такие случаи — далеко не единичны. А вот если человек сообщает о преступлении, которое не совершалось, это может повлечь привлечение его к уголовной ответственности.

— В моей практике было много случаев, когда люди привлекались к уголовной ответственности за заведомо ложный донос о совершении преступления, — рассказывает заместитель начальника Смолевичского районного отдела Следственного комитета Борис Геннадьевич Цыбулько. — Вот один пример: сотрудники Госавтоинспекции задержали пьяного водителя, составили протокол. Когда горе-водитель пришел к начальнику ГАИ, то заявил, что в тот момент, когда на него составляли протокол, в салоне его машины находились еще два человека, которые, угрожая его жизни, хотели отнять машину, и он был вынужден управлять автомобилем в нетрезвом виде, опасаясь за свое имущество и здоровье. Заявил это человек трезвый, адекватный. Его, конечно, не привлекли к административной ответственности. Сотрудники милиции приняли от него официальное заявление и стали работать в данном направлении. Установили людей, которые были в машине у «потерпевшего» и оказалось, что он вместе со своими попутчиками ранее распивал спиртные напитки, а историю с преступлением придумал, чтобы не понести наказание за управление транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения. В итоге этот человек был привлечен к уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заявления по совершенному преступлению.

— В минувшем, 2012 году, Смолевичским РОВД к административной ответственности по статье 17.6, «Заведомо ложное сообщение» Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях было привлечено 29 граждан, — отмечает Сергей Валерьевич Грицук. — Но в этом году к ответственности за ложные вызовы уже привлечено гораздо больше людей, 47 человек. Следует отметить, что заведомо ложное сообщение, повлекшее принятие мер реагирования милицией или другими специализированными службами, влечет наложение штрафа в размере от 4 до 15 базовых величин, а то же действие, совершенное повторно в течение одного года после наложения административного взыскания за такое же нарушение, облагается штрафом от 20 до 50 базовых величин. Согласно статье 400 Уголовного кодекса Республики Беларусь, заведомо ложный донос о совершении преступления наказывается штрафом или арестом на срок до трех месяцев, или ограничением свободы на срок до двух лет. То же действие, соединенное с обвинением в тяжком или особо тяжком преступлении, либо с искусственным созданием доказательств обвинения, либо совершенное из корыстных побуждений, наказывается ограничением свободы на срок до пяти лет или лишением свободы на тот же срок. К счастью, в 2012 году и истекшем периоде нынешнего года правоохранительными органами  Смолевичского района уголовные дела по статье 400 УК Республики Беларусь не возбуждались.

Многие из тех, кто попусту набирает телефон «102», в первую очередь, должны подумать, не только об ответственности, которая грозит им за ложный вызов, сообщение о преступлении, но еще и о том, что, возможно, в тот момент, когда к нему едет наряд милиции, где-то совершается реальное преступление или людям действительно нужна незамедлительная помощь.

Ольга АЛЕКСАНДРОВА.

Информацию читайте в номере 87 –88 от 17.04.2013 г.