7 октября – Всемирный день церебрального паралича
Вся жизнь-борьба!
С 2012 года запущен проект для привлечения внимания к проблемам людей с ДЦП и их семьям. Каждую первую среду октября отмечается Всемирный день церебрального паралича. В 2020 году этот день выпадает на 7 октября.
Людям с детским церебральным параличом всю жизнь приходится бороться. Но не только со своим недугом. Непринятие общества и непонимание проблемы, пожалуй, самое сложное для них.
Наши дети нас копируют, и, столкнувшись с ребенком с особенностями развития, повторяют то, что говорили мы. Непосредственно им, или мужу на кухне, или в телефонном разговоре с подругой. Говорили, не думая о правильности формулировок. Ведь мы же дома, одни, никаких “больных” детей рядом нет. Только потом наши дети приходят на площадку и повторяют то, что мы сказали без задней мысли. И делают это в присутствии “особенных” детей и их родителей. Мы не были тактичными в наших разговорах, дети не будут тактичными тем более.
Все необдуманные фразы попадают прямо в мамино сердце, и мама, может быть, и собралась бы с силами, чтобы объяснить чужому ребёнку всю суть вопроса, но на всех слов не наберешься, да и рядом стоят его родители, которые зачастую молчат и не комментируют происходящее. А иногда добавляют: “Отойди от него. Не видишь, он больной!”
Чем вы можете помочь родителям и детям с дцп:
Не учите родителей и их детей. Если ребенок бьется в истерике на детской площадке или застрял на горке и читает стихи, это не значит, что он не воспитан. Он может иметь особенности в развитии, которые будут внешне абсолютно не заметными.
Перестаньте называть их больными, инвалидами. Многие мамы не признают даже слово “особенный”. Они считают своего ребенка таким же, как и другие дети. “Он не другой, он такой же, как все. Но с особенностями развития”.
- Поймите сами и объясните детям: это не заразно. Эти дети не опасны. Никакой глобальной опасности общение для вашего ребенка не представляет.
- Перестаньте жалеть и причитать. Мамы учат своих детей самостоятельности, терпению, настойчивости, силе характера. Это то, что им будет необходимо в реальном мире. Им не нужна жалость.
- Не задавайте лишних вопросов. Вам, может быть, очень интересно, почему он не ходит, не говорит или кричит без причины, но это лишь ваше любопытство, даже если она выражено в мягких словах.
- Объясняйте своим детям, что все люди разные. И не потому, что кому-то повезло со здоровьем больше или меньше, — это демонстрирует лишь чувство собственного превосходства и снисходительность к особенному ребенку. Просто люди разные, и все тут.
- Учите детей помогать.Помощь иногда очень нужна. Но не навязчивая. Пусть ребенок спросит: тебе помочь?
Очень важно, чтобы такое отношение было нормальным. Надеюсь, когда-нибудь понятие “особенный” мы станем употреблять только в контексте своего собственного ребенка. И только потому, что каждый ребенок для своей мамы особенный.
Анастасия ЛЕНКОВЕЦ, педагог- психолог ГУО«ЦКРОиР
Смолевичского района».