7 октября – Всемирный день церебрального паралича

Вся жизнь-борьба!

С 2012 года запущен проект для привлечения внимания к проблемам людей с ДЦП и их семьям. Каждую первую среду октября отмечается Всемирный день церебрального паралича. В 2020 году этот день выпадает на 7 октября.

Людям с детским церебральным параличом всю жизнь приходится бороться. Но не только со своим недугом. Непринятие общества и непонимание проблемы, пожалуй, самое сложное для них.

Наши дети нас копируют, и, столкнувшись с ребенком с особенностями развития, повторяют то, что говорили мы. Непосредственно им, или мужу на кухне, или в телефонном разговоре с подругой. Говорили, не думая о правильности формулировок. Ведь мы же дома, одни, никаких “больных” детей рядом нет. Только потом наши дети приходят на площадку и повторяют то, что мы сказали без задней мысли. И делают это в присутствии “особенных” детей и их родителей. Мы не были тактичными в наших разговорах, дети не будут тактичными тем более.

Все необдуманные фразы попадают прямо в мамино сердце, и мама, может быть, и собралась бы с силами, чтобы объяснить чужому ребёнку всю суть вопроса, но на всех слов не наберешься, да и рядом стоят его родители, которые зачастую молчат и не комментируют происходящее. А иногда добавляют: “Отойди от него. Не видишь, он больной!”

Чем вы можете помочь родителям и детям с дцп:

Не учите родителей и их детей. Если ребенок бьется в истерике на детской площадке или застрял на горке и читает стихи, это не значит, что он не воспитан. Он может иметь особенности в развитии, которые будут внешне абсолютно не заметными.

Перестаньте называть их больными, инвалидами. Многие мамы не признают даже слово “особенный”. Они считают своего ребенка таким же, как и другие дети. “Он не другой, он такой же, как все. Но с особенностями развития”.

  1. Поймите сами и объясните детям: это не заразно. Эти дети не опасны. Никакой глобальной опасности общение для вашего ребенка не представляет.
  2. Перестаньте жалеть и причитать. Мамы учат своих детей самостоятельности, терпению, настойчивости, силе характера. Это то, что им будет необходимо в реальном мире. Им не нужна жалость.
  3. Не задавайте лишних вопросов. Вам, может быть, очень интересно, почему он не ходит, не говорит или кричит без причины, но это лишь ваше любопытство, даже если она выражено в мягких словах.
  4. Объясняйте своим детям, что все люди разные. И не потому, что кому-то повезло со здоровьем больше или меньше, — это демонстрирует лишь чувство собственного превосходства и снисходительность к особенному ребенку. Просто люди разные, и все тут.
  5. Учите детей помогать.Помощь иногда очень нужна. Но не навязчивая. Пусть ребенок спросит: тебе помочь?

Очень важно, чтобы такое отношение было нормальным. Надеюсь, когда-нибудь понятие “особенный” мы станем употреблять только в контексте своего собственного ребенка. И только потому, что каждый ребенок для своей мамы особенный.

Анастасия ЛЕНКОВЕЦ,  педагог- психолог   ГУО«ЦКРОиР

Смолевичского района».