В последнее время наблюдается рост преступлений по фактам хищения денежных средств со счетов банковских платежных карточек граждан посредством вишинга.

– Это один из методов мошенничества с использованием социальной инженерии, который заключается в том, что злоумышленники, используя телефонную коммуникацию и играя определенную роль (сотрудника банка, покупателя), под разными предлогами выманивают у держателя платежной карты конфиденциальную информацию с целью хищения денежных средств, – отметила помощник прокурора Смолевичского района Татьяна Карцева. – В ряде случаев злоумышленникам известны некоторые реквизиты банковских платежных карточек, а также анкетные данные лиц, на имя которых они эмитированы.

Татьяна Анатольевна рассказала, что  в январе текущего года в Смолевичский РОВД обратился гражданин П. с сообщением по факту хищения денежных средств с его банковской карточки. В результате проведенной проверки установлено, что вышеуказанному гражданину позвонил посредством мессенджера «Вайбер» мужчина, представившейся сотрудником ОАО «АСБ Беларусбанк». «Сотрудник банка» начал говорить гражданину П. о попытке списания денежных средств с карточки последнего, при этом указывал его точные ФИО. Злоумышленник заверил гражданина о необходимости озвучивания данных банковской карточки, а также комбинации цифр, высланных потерпевшему посредством смс-сообщения. В последующем потерпевшему повторно совершен звонок уже другим «специалистом», которому он также назвал все данные своей банковской карточки, а также высланный ему код безопасности. В результате незаконных действий 2-х преступников потерпевшему нанесен ущерб в размере более 400 рублей.

Во всех случаях злоумышленники совершают звонки посредством ip-телефонии и изменяют при этом номер мобильного телефона, который определяется мобильными устройствами связи потерпевших как номер того или иного банка.

– В случае поступления звонков от «сотрудника банка» первоначально следует уточнить его фамилию, номер телефона, после чего завершить разговор и самостоятельно обратиться в банк, – советует Татьяна Карцева. – Никогда нельзя сообщать в телефонных разговорах, а также в общении посредством социальных сетей (ни членам семьи и близким родственникам, ни знакомым, ни должностным лицам банка) полный номер карточки, срок ее действия, код CVC-CVV, логин и пароль к интернет-банкингу, паспортные данные, кодовое слово (цифровой код) из смс-сообщений.

Правоохранители советуют, что в  ситуации, если «сотрудник банка» в разговоре сообщает, что с карточки происходят несанкционированные транзакции (например, заявки на оформление кредита), следует сообщить и настоять на том, что вы самостоятельно обратитесь в ближайший банк для уточнения информации. Если с картой действительно какие-то проблемы, то банк ее заблокирует сам. Так или иначе, все указанные вопросы необходимо решать в отделении банка, а не посредством мобильной связи.

Лидия СУДНИКОВИЧ.