При проведении сельскохозяйственных, строительных, дорожно-ремонтных и иных работ возникает необходимость выполнять работы в охранных зонах линий электропередачи. На территории Смолевичского района проходят воздушные линии 10кВ, 35кВ, 110кВ, 330кВ.
Охранная зона воздушных линий электропередач устанавливается вдоль линии в виде земельного участка и воздушного пространства, ограниченная вертикальными плоскостями, отстоящими по обе стороны линии от крайних проводов при неотклоненном их положении на расстоянии в зависимости от номинального напряжения линии:
В охранных зонах линий электропередач без письменного согласия их владельца запрещается:
— производить строительство, капитальный ремонт, реконструкцию или снос любых зданий и сооружений;
— осуществлять погрузочно-разгрузочные, мелиоративные работы, производить посадку и вырубку деревьев и кустарников, располагать полевые станы, устраивать загоны для скота, сооружать проволочные ограждения, а так же производить полив сельскохозяйственных культур;
— совершать проезд машин и механизмов, имеющих общую высоту с грузом или без груза от поверхности дороги белее 4,5м (в охранных зонах воздушных линий).
При нарушениях вышеуказанных правил, повлекших за собой несчастные случаи с людьми, пожары, перерывы в электроснабжении, материальный ущерб, виновные могут быть привлечены в зависимости от последствий к административной или уголовной ответственности.
Во избежание несчастных случаев с людьми, занятыми на сельскохозяйственных, строительных, дорожно-ремонтных работах в охранных зонах линий электропередачи, организаторам работ следует организовать проведение инструктажей работающим по безопасному ведению работ, обучить приемам освобождения пострадавших от электрического тока и оказания первой помощи, разработать маршруты передвижения с одного участка на другой высокогабаритной техники, исключив или обезопасив ее проезд в пролетах воздушных линий электропередачи 10кВ и выше.
При работе сельскохозяйственных машин в охранных зонах воздушных линий электропередачи запрещается:
находится обслуживающему персоналу на машине вне кабины или защитного козырька;
выполнять ремонтно-профилактические работы на машине;
работать во время грозы или при приближении грозы;
работать в пролетах воздушных линий, имеющих оборванные провода, а также приближаться к опорам, имеющим оборванные провода и к проводам, лежащим на земле, на расстояние менее 8м;
приближаться к дереву, лежащему на проводах, на расстояние менее 8м;
работать на высокогабаритных машинах под проводами воздушных линий, на участках, имеющих резко неровный рельеф, а также наезжать на бугры высотой более 1м.
Движение машин и механизмов при работах на участках, расположенных в охранной зоне, рекомендуется осуществлять поперек оси воздушной линии. Проезд по проселочным дорогам и вне дорог следует проводить вблизи опор и поперек оси воздушной линии. При высоте машины и механизма в транспортном положении более 4,5м проезд их под проводами должен быть согласован в каждом конкретном случае с владельцем воздушной линии.
При работе в охранной зоне с применением высокогабаритных машин работы должны выполняться двумя лицами, одно из которых назначается наблюдающим.
При падении провода на машину водитель должен немедленно остановить машину. Если при этом можно освободить машину от оборванного провода передвижением машины, то это необходимо сделать как можно быстрее, а о случившимся сообщить владельцу линии. В случае отсутствие такой возможности наблюдающий должен сообщить о случившемся владельцу линии и до прибытия аварийной бригады ни водитель, ни наблюдающий не должны предпринимать никаких самостоятельных действий. Приближаться к такой машине на расстояние менее (ближе) 8 метров запрещается.
При работе машин без наблюдающего водитель должен сигналом тревоги привлечь внимание водителя ближайшей машины, который оценив обстоятельства должен сообщить о случившимся владельцу линии. До прибытия специальной бригады запрещается принимать какие-либо действия по пожаротушению машины и приближаться к ней ближе 8м.
Если в результате падения провода ВЛ или возникновения электрического разряда машина загорится, то обслуживающий персонал должен немедленно ее покинуть, но так, чтобы не было одновременного соприкосновения человека с машиной и землей. Лучше всего спрыгнуть на землю на обе согнутые ноги, не держась за машину, а удаляться от нее можно только короткими шагами, передвигая ноги без отрыва их от земли и одной ступни от другой, проделав таким образом путь от машины на расстояние не менее 8 метров.
Помните! Только правильное обращение с электрической энергией гарантирует безопасность жизни людей.
В. ВАЙТЕХОВИЧ, инспектор Смолевичской РЭГИ.