Известный педагог В.А. Сухомлинский сказал: «Источники способностей и дарований детей — на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли». И это не просто красивые слова. Все дело в том, что в головном мозге чело­века центры, отвечающие за речь и дви­жение пальцев рук, расположены очень близко. Развивая мелкую моторику, мы активизируем соседние зоны мозга, отвечающие за речь. А формирование речи способствует развитию мышления.

Следствие слабого развития общей моторики и, в частности, руки – общая неготовность большинства современных детей к письму или проблемы с речевым развитием. С большой долей вероят­ности можно заключить, что если с речью не все в порядке, это наверняка проблемы с моторикой.

 В дошкольном возрасте для стимуляции речи необходимо тренировать пальцы рук ребёнка, совершенствовать и развивать его мелкую моторику. Существует множество способов такой стимуляции.

Предлагаем вашему вниманию игры на развитие мелкой моторики, которы­ми можно заниматься  дома.

   Виды работы с пальчиками:

— игры с пальчиками, сопровождающиеся стишками и потешками(«Пальчик мальчик», «Сорока –ворона» и др.);

— специальные упражнения без речевого сопровождения – пальчиковая гимнастика,  игры и действия с игрушками и предметами: пуговицы, палочки, зёрна, бусы, колечки,     пришивание, застёжки, мозаика и т.д.;

— дайте газету, листы бумаги – пусть рвет;

— нанижите на крепкую нитку крупные пуговицы – пусть перебирает;

— дайте деревянные бусы, счеты, пирамидки;

— нарисуйте на пластмассовых пробках мордочки, наденьте на пальцы, получится   пальчиковый театр;

— изобразительная деятельность: лепка, раскрашивание картинок, обведение контуров,   штриховка, рисование разными способами, работа с ножницами, поделки из природного   материала и т.д.;

  Любые упражнения будут эффективны только при регулярных занятиях, и длительность их будет составлять не более 5 минут.

   Упражнения: внутренние и внешние обводки плоских фигур, их штриховка, графические упражнения, дорисовывание второй половины рисунка, его деталей, соединение по точкам, рисование по образцу,  плетение, шнуровка,  застёгивание и расстёгивание пуговиц, рисование верёвочкой; узелки – перебирать верёвочки с узлами пальцами; имитация жестом различных конкретных предметов, действий (рассказывание стихов руками);  театр в руке (кукольный, пальчиковый, варежковый, перчаточный, театр теней);  массаж и самомассаж кистей и пальцев рук  мячиками-ёжиками, грецкими орехами, шестигранными карандашами,  зубными щётками, мозаика, конструкторы, паззлы, пирамиды, волчки; отвинчивание и завинчивание пробок разной величины и конфигурации; работа с пластилином, бумагой, тканью;

   Игры: игры с канцелярскими резинками или резинками для волос (для этого нужно резинку надеть на большой и указательный пальцы и растягивать её из стороны в сторону);

  • выкладывание букв из счетных палочек и шнурка;
  • игра на воображаемом пианино, выкладывание «колодца» из палочек (держать каждую палочку нужно только одноименными пальцами обеих рук);
  • игра «Пальцеход» может проводиться с помощью решетки для раковины. Игра «Лыжники» — используются пробки, большие пуговицы. Двигаться, делая по шагу на каждый ударный слог стиха;
  • комканье платка — берем носовой платок за уголок и показываем ребенку, как целиком вобрать его в ладонь, используя пальцы только одной руки. Игры с эспандерами, губками;
  • игры с прищепками:
  • работа с природным и бросовым материалом, где с помощью мелких предметов (ореховая скорлупа, чешуйки от шишек и т.д.) выкладывается узор по пластилину, нанесенному тонким слоем на фанеру;
  • выполнить мозаику из пластилиновых шариков;
  • геометрические фигуры, цифры, буквы;
  • ощупать на бумаге закрытыми глазами узор, нанесенный иголочкой на лист бумаги (можно начинать с простых геометрических фигур (круг, квадрат и т.д.);
  • с закрытыми глазами ощупать фактуру материала рукой и найти в комнате предмет, сделанный из этого материала (любой рукой);
  • игры с крупами (дети очень любят играть руками в сухом пальчиковом бассейне из гречки, гороха, фасоли).

Таким образом, игры и упражнения на развитие мелкой моторики оказывают стимулирующее влияние на развитие речи, улучшают внимание, память, слу­ховое и зрительное восприятие, воспи­тывают усидчивость, формируют игровую и учебно-практическую деятельность.

Татьяна Власевич, учитель-дефектолог ГУО «ЦКРОиР Смолевичского района»