В Смолевичах,  на повороте с улицы Советской в сторону бывшего райпромкомбината, стоял аккуратный,  ухоженный домик, в котором с послевоенного времени многие годы проживал ничем, на первый взгляд,  не приметный,  пожилой человек.

Многие из старших поколений смолевичан, пожалуй, еще хорошо помнят хозяина этого дома живым. Звали его Константин Павлович Ванькевич, на протяжении долгих лет он работал водителем в Смолевичском райисполкоме. Но не  должностью  «при начальстве»  был известен  прежний участник войны, а своей удивительной судьбою.

Время уносит с собой людей,  уходят в прошлое былые события. И недавно,  когда  отмечался День Победы, и все газеты отдавали дань уважения  победителям, мое внимание привлекла одна из публикаций в республиканской газете «Звязда», в которой речь шла о земляках-белорусах, оставивших свои автографы на стенах немецкого  Рейхстага в победном мае 1945-го. С газетной фотографии смотрел  воин в орденах и медалях, а на фрагменте фото той стены  надпись: «Здесь был белорус Ванькевич К.П.».  В небольшой заметке говорилось, что уроженец Червенского района Константин Павлович Ванькевич в рядах Красной Армии  с боями дошел до Берлина, до стен главной фашистской канцелярии.

Константин Павлович и правда являлся уроженцем  деревни Горки в Червенском районе. В стране шла первая пятилетка,  когда молодой человек  устроился на работу заправщиком  техники в автодорожном отряде, который занимался строительством автодороги Витебск – Полоцк. Зимой 1931 года  отряд перевели в Полоцк, где открылись курсы  водителей. Константин поступил и успешно окончил курсы, получил специальность шофера.  А через год Ванькевича перевели шофером особого прорабского участка в Смолевичи. И скоро старательного и дисциплинированного парня пригласили на работу водителем в Смолевичский райисполком.

В 1939 году Константина призвали  на срочную службу в армию. Нес службу в особом танковом батальоне, принимал участие в советско-финской войне. После  урегулирования военного конфликта вернулся на прежднее место работы.

И тут – война. В самые  первые ее дни Ванькевич на служебной машине догнал части Красной Армии под Могилевом. Там формировалась воинская часть, в которую и был зачислен. Дальше была почти месячная оборона Могилева, потом тяжелые пути отступления. Обстрелянного и опытного воина направили на Урал для подготовки молодых шоферов. Потом – опять фронт, передовая  и смертельные бои. Воевал  старшина Ванькевич на Орловско-Курской дуге, принимал участие в освобождении белорусских городов Лоев, Хойники, Калинковичи, в опасном форсировании Припяти в районе Мозыря, в штурме Пинска. За участие в освобождении Бреста старшина был награжден орденом Красной Звезды.  Это была награда за мастерское, ювелирное преодоление на автомобиле минного поля, что послужило  для бойцов дорогой для дальнейшего наступления.

Всего за воинскую доблесть Константин Ванькевич  14 раз удостаивался Благодарностей Верховного Главнокомандующего, в том числе за освобождение Бреста, за штурм Риги, за боевые действия на немецкой земле.

В прежние годы, в советское время наша газета рассказывала о боевом пути воина. Он делился своими воспоминаниями. А вспомнить ветерану, прошедшему Великую Отечественную  с первых до последних ее дней, было о чем. Запомнился ему эпизод, когда в немецком  городе Альтдаме на контрольном пункте получил приказ подцепить к легковой автомашине «виллис» 45-милиметровое орудие с ящиками снарядов. На наших газетных страницах прежних лет сохранился рассказ красноармейца Ванькевича:

– Это была непростая задача. Рядом со мной в кабину сел командир орудия, поведал о задуманном. Мы проехали центр города. Из окон обстреливают, опасно. Потом завернули за какой-то дом, установили орудие и повели огонь по вражеским пунктам обороны. И это боевое вмешательство было очень своевременным, успех боя стал склоняться в сторону советских войск.

За участие в этой боевой операции Константин Павлович был награжден орденом  Отечественной войны второй степени. Всего за военные действия к орденам воина прибавилось двенадцать медалей. Самой же весомой своей наградой воин считал возможность  добить фашистов в их логове. 4 мая 1945 года старшина  Константин Павлович Ванькевич сделал ту самую, историческую уже надпись: «Здесь был белорус Ванькевич К.П.».

Сегодня на Западе появилось немало неофашистов – охотников приписать себе Великую Победу, тем самым унизить настоящих победителей коричневой чумы, принизить роль советской страны в освобождении от фашизма многих народов Европы. 76 лет назад, в победном мае,  наш земляк, белорус Ванькевич  в числе тысячей  других воинов своим автографом на стенах фашистского парламента увековечил имя настоящих  освободителей.

Э.ПОТАПЧИК.

Фото из газеты «Звязда»

 от 8 мая 2021 года.