Как важно иметь место, куда всегда можешь вернуться, где тебя примут и согреют! Для семьи Бурых таким местом стал дом в деревне Кленник Смолевичского района. Сейчас там живет Надежда Анатольевна Бурая со своим супругом, Николаем Иосифовичем.

— Дом построили еще мои родители, Анатолий Андреевич и Ольга Владимировна Артимовичи. Сейчас здесь живем мы с мужем, приезжают наши дети и внуки, — рассказывает Надежда Анатольевна.

Эта усадьба — частый гость на полосах газет. Анатолий Андреевич сам строил дом, сараи, баню, навесы. Сейчас усадьбу продолжает обустраивать супруг Надежды Анатольевны.

—Во дворе от отца остался навес, а муж пристроил стены, обшил вагонкой. В шутку, называем это «офис». Здесь есть место и чай попить, и полежать. Внуки любят играть здесь, — делится хозяйка.

По воспоминаниям Надежды Анатольевны, отец любил столярничать. Весь инструмент сделал своими руками. Часто хитер был на выдумку. Например, сани и упряжи для лошадей тоже сделаны руками Анатолия Андреевича. В семье сумели сохранить реликвии. Организовали даже небольшой музей. Здесь хранится многочисленный садовый инвентарь, инструменты, маслобойка, лапти, кухонная утварь. В семейном музее есть даже мыло 70-80-ых годов: «Кармен», «Липовый цвет», «Красная Москва». В этом память, энергия семьи, тепло исходит от этих вещей.

— В послевоенное время мало что было доступно, а украсить те же сани, например, хотелось. Поэтому папа сам калил железо, загибал в нескольких местах, и получались интересные элементы декора, — говорит Надежда Анатольевна.

— Стараемся ничего родительского не менять, только подправлять. Например, папа сам построил баню. Знаете, как оно в деревне, по-черному. Мы привели в порядок стены, сделали канализацию, положили пол. Но кусочек дерева, которое уложено отцом, оставили нетронутым. Сохранили в том виде, в котором было. Ведь через традиции мы воспитываем будущее поколение! — говорит Надежда Анатольевна. — У родителей было большое свое хозяйство. 2 гектара земли, один шел на сенокос, а другой на пахоту. Держали 25 овец, 2 коровы, свиней и кур. Сейчас мы разводим только кур, а там, где жил скот, муж сделал себе мастерскую. Там хранится его инструмент, стоит медогонка.

Мама нашей собеседницы пряла, в наследство остались прядильные станки. В бане и сейчас лежит льняное полотенце, полностью сделанное вручную.

— Очень ценна для меня скатерть, которую мама связала крючком. Обычно эта скатерть лежит на столе в нашем «офисе», но, когда приходят гости, я её убираю. Очень тяжело пятна выводить и, если честно, боюсь, что испортится такая дорогая сердцу вещь, — говорит Надежда Анатольевна. — Родители, конечно, хлебнули горя. Во время войны мама была связной в партизанском отряде «Разгром», а папа после освобождения Смолевиччины проводил разминирование. Потом послевоенное восстановление. Родители не смогли сразу сыграть свадьбу, как мечтали. Расписались без колец и шампанского. Но в 2002 году отмечали их золотую свадьбу. Тогда мы, дети и внуки, все компенсировали. И каравай был, и гости. Еще одним ударом для родителей стала смерть сына. Нас было трое, я, брат и сестра. К сожалению, в возрасте 30 лет брат скончался от лейкоза. У него осталось двое маленьких детей. Но ничего, всей семьей подняли!

Овеянный теплом и любовью домик в деревне – это тот маяк, на который приходят дети и внуки.

Хочется вспомнить строки Григория Бородулина:

Трэба дома бываць часцей,

Трэба дома бываць не госцем,

Каб душою не ачарсцвець,

Каб не страціць святое штосьці.

Екатерина КРУПА.

Фото автора.