В рамках надзора за исполнением законодательства о профилактике
правонарушений и трудовой дисциплине прокуратурой Смолевичского района проведен
анализ практики привлечения лиц к ответственности по ст.317-1 Уголовного
кодекса Республики Беларусь (далее — УК).
Статья 317-1 УК
устанавливает уголовную ответственность за управление транспортным средством
лицом, находящимся в состоянии опьянения, передачу управления транспортным
средством такому лицу либо отказ от прохождения проверки (освидетельствования),
совершенные в течение года после наложения административного взыскания и
лишения права управления за такие же нарушения в порядке ст.18.16 Кодекса
Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее — КоАП).
В рамках надзора за исполнением законодательства о профилактике правонарушений и трудовой дисциплине прокуратурой Смолевичского района проведен анализ практики привлечения лиц к ответственности по ст.317-1 Уголовного кодекса Республики Беларусь (далее — УК).
Статья 317-1 УК устанавливает уголовную ответственность за управление транспортным средством лицом, находящимся в состоянии опьянения, передачу управления транспортным средством такому лицу либо отказ от прохождения проверки (освидетельствования), совершенные в течение года после наложения административного взыскания и лишения права управления за такие же нарушения в порядке ст.18.16 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее — КоАП).
При привлечении к административной ответственности по ст.18.16 КоАП правонарушители в безусловном порядке лишаются права управления всеми транспортными средствами на три года. В течение срока лишения права управления эти лица не имеют права выполнять работы, связанные с управлением каким-либо механическим транспортным средством (автомобилем, трактором, комбайном и т.д.).
Администрация предприятий в свою очередь не имеет права допускать лишенных права управления лиц к выполнению работ, связанных с управлением транспорта, и обязана принять своевременные меры по отстранению их от данного вида работ.
Вместе с тем, зачастую руководители предприятий, зная о том, что их работники лишены права управления транспортными средствами за совершение правонарушений, предусмотренных ст.18.16 КоАП, не отстраняют их от работы, позволяя работать по профессии, связанной с управлением транспортом.
Во всех областях республики выявлены неединичные случаи, когда преступления, предусмотренные ст.317-1 УК, совершали работники государственных предприятий, которые управляли в состоянии алкогольного опьянения закрепленными за ними служебными транспортными средствами.
В ходе проверки, проведенной прокуратурой Смолевичского района, установлено, что 14.04.2013, т.е. в выходной день, водитель ГЛХУ «Смолевичский лесхоз» В., находясь в состоянии алкогольного опьянения, управлял служебным автомобилем САМАНД LX, без соответствующего разрешения руководства ГЛХУ «Смолевичский лесхоз», в связи с чем привлечен к административной ответственности по ч.1 ст.18.16 КоАП.
Условиями, способствовавшими совершению преступлений и правонарушений указанной категории, явились бездействие, попустительство и игнорирование руководителями предприятий требований норм законодательства о труде и Директивы Президента Республики Беларусь от 11.03.2004 № 1 «О мерах по укреплению общественной безопасности и дисциплины», а также отсутствие на предприятиях организованного надлежащим образом трудового процесса и ведомственного транспортного контроля.
Следует отметить, что с 24.10.2013 вступили в силу изменения и дополнения в Уголовный кодекс, на основании которых в настоящее время за совершение преступления по ст.317-1 УК предусмотрена специальная конфискация транспортного средства, которым управляли в состоянии опьянения, независимо от права собственности.
Применение специальной конфискации не будет зависеть от того, кому принадлежит транспортное средство на праве собственности: виновному физическому лицу или юридическому лицу, где работает нарушитель.
Таким образом, совершение работниками государственных предприятий преступлений по ст.317-1 УК после усиления мер уголовной ответственности за указанные преступления влечет за собой значительный ущерб для этих предприятий в виде конфискации принадлежащих им транспортных средств.
Прокуратурой Смолевичского района в целях предупреждения совершения преступлений, связанных с управлением служебным транспортом в состоянии опьянения, поручено руководителям предприятий с долей собственности государства провести проверки на предмет выявления лиц, лишенных права управления в порядке ст. 18.16 КоАП и ст.317-1 УК, трудовые обязанности которых в настоящее время связаны с управлением транспортом, и перевода их на другую работу, в дальнейшем осуществлять такой контроль на постоянной основе и проверять при приеме на работу водителей, трактористов и других лиц, трудовые обязанности которых будут связаны с управлением транспортом, наличие у них документов, подтверждающих право управления транспортными средствами.
Кроме того, ОГАИ Смолевичского РОВД поручено в обязательном порядке информировать о привлечении водителей и трактористов государственных предприятий к административной ответственности по ст. 18.16 КоАП по месту их работы.
С целью контроля за допуском к работе водителей механических транспортных средств, тракторов и самоходных машин руководителям предприятий поручено создать действенную систему предрейсовых медицинских обследований лиц указанных профессий в полном соответствии с требованиями соответствующих инструкций Минтранса и Минсельхозпрода, Министерства здравоохранения.
Также руководителям предприятий поручено организовать разъяснительную работу с вышеуказанной категорией работников на предмет неукоснительного соблюдения трудовой дисциплины и недопущения нарушений, связанных с пьянством за рулем. Довести до сведения положения норм ст.ст. 400-408 Трудового кодекса Республики Беларусь, в соответствии с которыми причиненный предприятию преступлением ущерб подлежит возмещению виновными лицами в полном объеме. При этом вопрос о возмещении ущерба от конфискации по ст.317-1 УК транспортных средств предприятий будет рассматриваться не только в отношении осужденных лиц, но и руководителей, допустивших их к управлению транспортным средством.
А.А. РАДИЛОВЕЦ, помощник прокурора Смолевичского района, юрист 2 класса.
Подробную информацию читайте в номере 15-16 от 22.01.2014 г.