Вопросы
успешной социальной адаптации и социализации выпускников интернатных
учреждений, относящихся к категории лиц из числа детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей, по-прежнему остаются актуальными в нашем
современном обществе. Завершение обучения в интернатном учреждении – это стрессовый момент. Обучаясь в интернатном учреждении, особенно при продолжительном нахождении, будущий выпускник не задумывается о своем
будущем вне стен интерната, не представляет свою самостоятельную жизнь вне привычного
коллектива сверстников. Воспитанные в условиях
конформизма, привычного
распорядка и пассивно находившиеся на полном государственном обеспечении,
выпускники интернатных учреждений часто оказываются неприспособленными к
самостоятельной жизни и испытывают значительные
трудности в социальной
адаптации. Как показывает практика, многие выпускники интернатных
учреждений недостаточно подготовлены к самостоятельной жизни, имеют низкую
социальную активность, потребительское отношение к людям, иждивенческое
поведение, не знают или не соблюдают социально – культурные нормы и правила
жизни в обществе. Эта неподготовленность может привести к негативным последствиям.
Вопросы успешной социальной адаптации и социализации выпускников интернатных учреждений, относящихся к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по-прежнему остаются актуальными в нашем современном обществе. Завершение обучения в интернатном учреждении – это стрессовый момент. Обучаясь в интернатном учреждении, особенно при продолжительном нахождении, будущий выпускник не задумывается о своем будущем вне стен интерната, не представляет свою самостоятельную жизнь вне привычного коллектива сверстников. Воспитанные в условиях конформизма, привычного распорядка и пассивно находившиеся на полном государственном обеспечении, выпускники интернатных учреждений часто оказываются неприспособленными к самостоятельной жизни и испытывают значительные трудности в социальной адаптации. Как показывает практика, многие выпускники интернатных учреждений недостаточно подготовлены к самостоятельной жизни, имеют низкую социальную активность, потребительское отношение к людям, иждивенческое поведение, не знают или не соблюдают социально – культурные нормы и правила жизни в обществе. Эта неподготовленность может привести к негативным последствиям.
В связи с этим возникла необходимость создания проекта, направленного на успешную социализацию и социальную адаптацию выпускников интернатных учреждений. На базе государственного учреждения «Смолевичский территориальный центр социального обслуживания населения» в 2013 году был создан и реализовывался социальный проект «Навигатор», целью которого являлось содействие выпускникам интернатных учреждений в адаптации к новым жизненным условиям, в решении сложных жизненных ситуаций, получении дальнейшего образования, трудоустройстве, организации и проведении культурного досуга, в защите их прав и законных интересов, повышение социальной компетентности.
В проекте принимали участие выпускники интернатных учреждений, относящиеся к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте от 18 до 23 лет, проживающие на территории Смолевичского района.
В процессе реализации проекта проводились мероприятия по таким направлениям как планирование личного бюджета, коррекция бытовых навыков, формирование и поддержание здорового образа жизни, формирование и коррекция коммуникативных навыков, повышение правовой грамотности, получение образования и трудоустройство, этика и психология семейных отношений. Спектр мероприятий разнообразен — беседы и консультации по темам: «Семейный бюджет», «Здоровая экономия», «Планирование крупных покупок», «Личные расходы», «Мой дом: комфорт, уют и порядок», «Ремонт своими руками», индивидуальные консультации по вопросам планирования семейного бюджета; практические занятия по приготовлению пищи; встречи с узким специалистом УЗ в рамках Дня Здоровья «Здоровье – источник молодости», посещение ФОК, встречи с косметологом «Косметический уход за лицом и телом», беседы и консультации по темам: «Личная гигиена», «Мир косметики», «Мода и опрятность», ЗОЖ, «Зарядка – источник энергии», лекция с показом видеофильма на тему профилактики и борьбы со СПИД и инфекционными заболеваниями «Диагноз: неизлечимо». Для участников встречи проводились консультации в решении различных жизненных ситуаций и вопросов жизнеустройства, организовывались встречи с адвокатом, нотариусом, оказывалась помощь в оформлении необходимых справок, документов, в подготовке к собеседованию по трудоустройству, организовывались юридические консультации по телефону «Вопрос-ответ», организовывались экскурсии на предприятия и т.д.
Анализ деятельности проекта показал, что в целом уровень социальной адаптированности участников проекта имеет тенденцию к повышению, целесообразно продолжить деятельность по проекту с целью успешной социальной. адаптации и самореализации выпускников интернатных учреждений.
Мы, специалисты по социальной работе, будем рады помочь вам, выпускники интернатных учреждений.Наш телефон 54-1-18.
С. Хололеенко, специалист по социальной работе ГУ «СТЦСОН».
Информацию читайте в номере 27 – 28 от 05.02.2014 г.