Так уж сложилось, что, отправляясь в гости, несем подарок, возвращаясь из отпуска, везем
сувениры для себя и своих близких.
Причудливый коралл, перламутровая
ракушка, приложив к уху которую, слышишь
призывный шепот морского прибоя, всевозможные милые безделушки потом весь год
напоминают о лете и море. Купленные в других краях открытки, книги, различные забавные
вещички возвращают в увлекательное
путешествие и по-своему тешат душу.
Так уж сложилось, что, отправляясь в гости, несем подарок, возвращаясь из отпуска, везем сувениры для себя и своих близких. Причудливый коралл, перламутровая ракушка, приложив к уху которую, слышишь призывный шепот морского прибоя, всевозможные милые безделушки потом весь год напоминают о лете и море. Купленные в других краях открытки, книги, различные забавные вещички возвращают в увлекательное путешествие и по-своему тешат душу.
На моей кухне собралась целая коллекция знаменитых жостовских подносов и других изделий, расписанных яркими цветами и узорами. Это – итог многолетнего общения с нашими друзьями из города-побратима Мытищи. Такие изделия для Подмосковья – своеобразная визитная карточка. Изящный рисунок, тонкая работа отличают этот вид древнерусского искусства. И не стареет оно с годами. Какой-то особый дух домашности, домовитости привносит веселый самовар на цветастом подносе. Даже чай кажется вкуснее. А вот мы, отправлялись в Мытищи, всегда ломали головы: чем бы удивить и порадовать друзей? Казалось бы, и много различной продукции производится в Смолевичах и районе. Только на сувениры мало что «тянет». Конечно, соперничать со знаменитыми русскими платками – ручная роспись по шелку, со сказочными изделиями Палеха, которыми одаривают своих гостей мытищинцы, даже всему миру непросто. И все-таки очень хочется иметь брэнд своего края: и почетно, и престижно, и просто приятно.
Сувениры – вроде бы и мелочь, а жизнь делают интересней и ярче. К месту напомнить, что нынешний год в нашей стране официально объявлен Годом гостеприимства. А там, где гости, там и сувениры должны быть. Цель Года гостеприимства не только в том, что предстоит в скором будущем встречать и достойно принимать многочисленных гостей, которые приедут в Беларусь на Чемпионат мира по хоккею. Главный его смысл еще и в том, чтобы активнее привлекать в страну туристов из других государств. И не только привлекать к определенному событию, а дать начало широкому распространению туристического движения. Хорошо развитый туризм – дело прибыльное, приносящее валюту, которая любому государству не бывает лишней. Во многих странах он является немаловажной составляющей государственного бюджета и достаточно весомо влияет на рост благосостояния населения. У нас пока туризм только набирает силу, приобретает формы и виды, приемлемые для здешних мест. Кто-то привлекает гостей прелестями охотничьего домика в лесу, кто-то приглашает в крестьянские усадьбы с чистым воздухом и парным молоком, кто-то получает неописуемое удовольствие от ночевки в палатке на берегу реки или озера, с вечерним костром и песнями под гитару… Но туризм – не только романтика, хотя формирование здорового образа жизни – также достаточно серьезный аспект ряда государственных программ. Год гостеприимства призван, вместе с другими своими достоинствами, искать дополнительные пути зарабатывания денег и получения прибыли. Нет в этом ничего зазорного. Некогда в советские времена многие люди стеснялись продать со своего сада корзину яблок или кувшин молока от собственной коровы. Хотя, что тут плохого, если товар создан честным и законным путем? Сегодня такие предрассудки ушли в прошлое.
И я опять возвращаюсь к своим «баранам». Производство и реализация сувениров и развитие туризма – неотъемлемые части. Кто-то возразит: мол, копейки. Но ведь большая река всегда начинается с маленького ручейка!
Когда в нашем городе проводятся массовые праздники, все уголки вокруг главной площади заполняют мастера и рукодельники со своими работами. Чего только не увидишь: изделия из бисера, дерева, лозы, соломки, металла, вышивка, вязанье, картины, керамика… Интересные экспозиции выставляют мастера из районного центра ремесел, из дома детского творчества, учреждений образования. Привозят на показ свои работы рукодельники-надомники. Но купить можно не каждое изделие: что-то выставлено в единственном экземпляре, что-то не продается, кто-то не определился с ценой. Покупатель тоже не всегда бывает готов приобрести на такой ярмарке оригинальную вещицу. Да и ярмарка работает считанные часы. Так что было бы очень неплохо иметь в городе постоянное место или уголок в большом магазине, куда местные мастера и ремесленники могли бы поставлять свою продукцию для продажи.
Я думаю, пройдет время, и кто-нибудь из дальновидных и предприимчивых людей найдет свою «нишу», создаст возможность для выгодной реализации сувениров и изделий местных умельцев. Предпосылки тому есть: начнет расти город-спутник, развиваться индустриальный парк, появится много гостей, готовых приобрести именно смолевичские сувениры. Да и многие местные жители не упустят случай украсить свой дом, подарить близкому человеку изделие, созданное своими же земляками.
Э.ПОТАПЧИК.
Информацию читайте в номере 35 – 38 от 15.02.2014 г.