По-прежнему острой оставется проблема совершения хищений денежных средств мошенниками, которые представляются работниками банков или других служб.
– С начала этого года на территории Республики Беларусь было совершено свыше 10 тысяч киберпреступлений, что на 53% больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, – рассказал начальник ИДН Смолевичского РОВД Дмитрий Белый. – Почти на 70% (с 5243 до 9119) увеличилось количество хищений имущества путем модификации компьютерной информации.
С целью повышения цифровой грамотности населения с 22 ноября года стартует «Декада кибербезопасности». Данной теме будет уделено большое внимание среди учащихся учебных заведений, родителей, а так-же в трудовых коллективах.
Как рассказал Дмитрий Петрович, сегодня наиболее часто встречаются три основные типа дистанционного хищения средств со счетов граждан:
- Самая распространенная схема – «звонок из банка». Так, под видом работника банка звонящий сообщает, что якобы кто-то пытается перевести со счета жертвы деньги, и для блокировки операции просит сообщить номер банковской платежной карты и CVV-код. Расчет при этом идет на стрессовую ситуацию, в которой оказывается жертва, а также секундную утерю ею концентрации. Если жертва сообщает реквизиты – преступник моментально обнуляет счет, переведя деньги себе на счет.
- Вторая схема – «получение кредита». На телефон жертвы поступает звонок через мессенджер (как правило, Вайбер) от злоумышленника. Тот представляется либо работником банка, либо сотрудником правоохранительных органов. Он сообщает, что якобы со счета жертвы кто-то пытается вывести все деньги и предлагает совместно поймать преступника: для этого от жертвы требуется открыть кредитную линию в банке и сообщить «лжесотруднику» реквизиты счета. Если жертва следует алгоритму, то преступник похищает все деньги со счета, оставляя пострадавшего с обязательством погашения выплаченных денег.
- Суть третьей схемы заключается в получении дистанционного доступа к мобильному устройству жертвы. Как и в предыдущих схемах, злоумышленник под видом работника банка сообщает об угрозе, нависшей над банковским счетом жертвы. Якобы для защиты счета просят абонента установить на своем телефоне программу удаленного доступа (AnyDesk, TeamViewer и др.) и предоставить им код доступа. Если жертва соглашается, то преступники получают полный контроль над устройством: как правило, они заходят в приложение интернет-банкинга на телефоне владельца, и переводят деньги с его счета на свой собственный.
– Никогда и ни при каких обстоятельствах не сообщайте по телефону незнакомым лицам персональные данные, коды из СМС и так далее. Ни в коем случае не предоставляйте доступ к устройству посторонним лицам. Не устанавливайте по их просьбам программы и не сообщайте коды доступа. Если у вас возникли сомнения в отношении происходящего, незамедлительно обратитесь в банк и сообщите о звонке, – акцентировал внимание Дмитрий Белый.
Корр. «КС».