ИЗ ПОСЛАНИЯ ПРЕЗИДЕНТА А.Г. ЛУКАШЕНКО БЕЛОРУССКОМУ НАРОДУ И НАЦИОНАЛЬНОМУ СОБРАНИЮ

Сильная социальная политика — приоритет белорусской модели развития

Несмотря ни на какие трудности, важнейшим приоритетом государства, как и прежде, является проведение сильной социальной политики. Абсолютно все, что делается в стране, нацелено на дальнейшее повышение уровня и качества жизни наших людей.

ИЗ ПОСЛАНИЯ ПРЕЗИДЕНТА А.Г. ЛУКАШЕНКО БЕЛОРУССКОМУ НАРОДУ И НАЦИОНАЛЬНОМУ СОБРАНИЮ

Сильная социальная политика — приоритет белорусской модели развития

Несмотря ни на какие трудности, важнейшим приоритетом государства, как и прежде, является проведение сильной социальной политики. Абсолютно все, что делается в стране, нацелено на дальнейшее повышение уровня и качества жизни наших людей.

Последние десять лет в отношении роста доходов населения, предоставления дополнительных социальных гарантий для семей с детьми, молодежи, пожилых людей, жителей села, малых городов у нас в Беларуси все делалось по максимуму, на пределе финансовых и экономических возможностей.

И в нынешнем году в полной мере сохранена социальная направленность бюджета. Средства, выделяемые на социальную сферу, не только не сокращены, но и по важнейшим позициям даже увеличены. Расходы бюджета на финансирование социально–культурной сферы в нынешнем году по сравнению с прошлым увеличены на 14 процентов.

При этом необходимо четко понимать, что социальная защита — это не только зарплата и не столько зарплата, пенсия и иные выплаты, особенно у нас, в Беларуси. К сожалению, зачастую она воспринимается только через призму денежных выплат. То есть люди видят то, что им дают в кассе, то, что они кладут в карман, а то, что они идут в соответствующие государственные учреждения, порой бесплатно для людей, но для государства ведь ничего бесплатного нет, они об этом забывают.

Социальная защита — это пакет гарантий, которые предоставляет государство в различных сферах жизнедеятельности, обеспечивающих благополучие и здоровье людей: в жилищном строительстве, жилищно–коммунальном хозяйстве, здравоохранении, образовании, спорте, транспортном обслуживании и других областях.

Важнейшая задача, которую мы должны решить в текущем году, — повышение реальной заработной платы во всех сферах и отраслях экономики, на предприятиях всех форм собственности. Это весьма непросто. Но то, что мы обещали людям, обязаны выполнить.

Однако дело не только в выполнении запланированных показателей роста зарплаты. Необходима модернизация системы оплаты труда, отход от формализма и уравниловки в ее построении.

В реальном секторе экономики необходимы дополнительные меры по установлению прямой зависимости повышения зарплаты от показателей эффективности производства и качества продукции, повышения производительности труда. Есть деньги — плати: рассчитайся с бюджетом по налогам, с другими платежами. И плати.

Правительству необходимо вплотную заняться вопросом разработки гибких систем оплаты труда, которые бы максимально учитывали результативность вклада каждого работника, финансовые возможности предприятий и особенности отраслей экономики.

В стране обеспечено стабильное функционирование пенсионной системы. Пенсионным обеспечением охвачено около двух с половиной миллионов жителей, а это более 26 процентов населения. На выплату пенсий ежегодно расходуется около 10 процентов валового внутреннего продукта.

Дальнейшее улучшение материального положения пенсионеров, инвалидов, тех, кто не может участвовать в общественном производстве, находится в трудной жизненной ситуации, является одной из приоритетных задач государства.

Меня волнует и студенчество. Знаю постоянные жалобы на низкий размер стипендий, проблемы с общежитиями. Все возможное для улучшения жизни и быта студентов мы будем делать. И делаем.

Большие надежды мы возлагаем на трудоустройство студенческой молодежи и прежде всего на Белорусский республиканский союз молодежи и Федерацию профсоюзов.

Одной из существенных мер социальной защиты в нашей стране является социальная составляющая в политике ценообразования.

Правительство должно проводить постоянный мониторинг цен на потребительские товары и услуги. И сделать все для того, чтобы, несмотря на конъюнктуру рынка, розничные цены на основные продукты питания и предметы первой необходимости, а также лекарства поддерживались на приемлемом для населения уровне.

В Беларуси по–прежнему будет проводиться политика сдерживания роста тарифов на жилищно–коммунальные услуги, даже с учетом повышения цен на энергоносители.

В очередной раз хочу предупредить Правительство: возможные решения по изменению тарифов на жилищно–коммунальные услуги для населения могут быть приняты только по мере роста доходов населения.

Растут доходы — выходим на большую оплату по тарифу — будет не 32, а 35 процентов. Но у населения должны быть для этого деньги.

Я хорошо осознаю, что для сотен тысяч моих сограждан первостепенный вопрос — жилье. Причем качественное и комфортное. С учетом социальной значимости этой проблемы мы будем наращивать темпы жилищного строительства и размеры оказываемой при этом государственной поддержки.

По объемам ежегодно вводимой жилой площади в расчете на 10 тысяч населения наша страна является лидером среди государств СНГ. Например, если в прошлом году в Беларуси было построено около 6 миллионов квадратных метров жилья, то в текущем году планируется ввести семь миллионов.

Очень ответственные задачи стоят перед строительным комплексом страны. Сейчас не те времена, когда люди радовались любой «хрущобе». Белорусы достойны большего. Строить надо быстро, дешево и качественно.

Совершенно недопустимо, когда сдаются жилые дома, не готовые к нормальной эксплуатации! Люди недовольны. И я полностью на их стороне, и вы слышали мои поручения, которые были даны недавно при отчете Правительства по строительству.

Мы должны переломить негативную ситуацию в этой сфере.

В ближайшее время в каждой области по моему поручению организуют «горячие линии», на которые можно будет обращаться с жалобами на качество уже введенных в эксплуатацию домов и квартир, чтобы не захотелось впредь плохо строить.

Я хочу предупредить чиновников, курирующих данные вопросы: ваша задача не просто собрать информацию о недоделках при строительстве, а обеспечить их незамедлительное устранение.

При этом строительные организации, допустившие сдачу в эксплуатацию жилья, непригодного для нормального проживания, должны лишаться строительных лицензий.

Будем учить нерадивых на их собственных ошибках и всеми мерами воспитывать культуру качества труда. Пресекать аппетиты рвачей и халтурщиков.

В целом в будущем сохранится социальная направленность жилищной политики.

Мы успешно реализуем политику семейного благополучия, направленную на обеспечение экономической устойчивости семей. Для поддержки семьи и семейных ценностей предусмотрен ряд социальных стимулов — обеспечение жильем, льготное кредитование, трудовые гарантии матерям.

Так, с первого января этого года размер пособия на детей до трех лет увеличен до ста процентов бюджета прожиточного минимума.

Однако крайне актуальным вопросом является дефицит мест в дошкольных учреждениях.

Система дошкольного образования оказалась не готова к «беби–буму», охватившему Беларусь. Детские сады посещают почти 80 процентов дошкольников. Особо остра эта проблема в районах–новостройках.

Общегосударственным приоритетом у нас является и здравоохранение. Несмотря на все сложности, мы не переходим на платную медицину. Это одна из самых значимых мер социальной защиты человека и проявление заботы о его здоровье.

Предвосхищая голословных критиков, сразу отмечу. Действительно, некоторые услуги в сфере здравоохранения осуществляются на платной основе. Но ведь вся необходимая человеку по медицинским показаниям помощь оказывается за счет государства!

Несколько лет назад мы начали модернизацию отрасли и внедрение современных медицинских технологий. И даже в кризисный период в стране не было допущено существенного снижения темпов ее реализации.

В ближайшие годы программа масштабного технического перевооружения отрасли будет завершена, что позволит перейти на новый качественный уровень медицинского обслуживания населения не только в столице, но и в регионах.

При этом требуют кардинального разрешения ставшие «хроническими» кадровые и организационные проблемы отрасли. Прежде всего это неполная укомплектованность медицинских учреждений врачами, особенно узких специальностей, дефицит мест в стационарах, очереди в поликлиниках.

Пристальное внимание необходимо уделить повышению эффективности медико–социальной помощи престарелым гражданам и инвалидам.

Нам необходимо активнее развивать современные формы социального обслуживания, как связанные с постоянным пребыванием в условиях социальных учреждений, так и нестационарные. И это мы умеем делать, и на местах уже отданы все распоряжения. И уже во многом это сделано.

В социальный пакет, который гарантирует государство, несомненно, входит и физкультурно–спортивная инфраструктура. Ее масштабное создание позволило за последние десять лет поменять глубоко укоренившуюся в обществе психологию безответственного отношения к своему собственному здоровью. Люди начали понимать, что их здоровье зависит от них самих, их образа жизни и вовлеченности в занятия спортом.

Государство создало все необходимые условия для сохранения и укрепления здоровья белорусской нации. Физкультурно–оздоровительные и спортивные сооружения доступны для всех слоев населения.

Таким образом, в стране делается все для того, чтобы каждый человек ощущал себя социально защищенным, был уверен, что ни при каких обстоятельствах он не будет брошен на произвол судьбы.

О национальной культуре

Белорусская культура является неотъемлемой частью государственного суверенитета. Она помогает нам ощущать себя единым, уникальным и самобытным народом, является своего рода «вакциной» против вирусов духовной деградации.

Закрепленные в ней нравственные установки, модели поведения определяют успешное развитие личности и народа в целом.

Чего государство ждет от культуры?

Во–первых, произведений, способных поднять патриотический дух народа, ярко и честно показать всему миру прошлое и настоящее Беларуси, создать образы истинных национальных героев.

Во–вторых, бережной и кропотливой работы по сохранению нашего наследия.

В–третьих, обеспечения доступности культурных благ для всех граждан, включая жителей малых городов и села, активного участия в воспитании молодежи.

Осознавая это, все годы существования суверенной Беларуси мы вкладываем в развитие национальной культуры значительные средства.

Внешнеполитические ориентиры

Создание благоприятных условий для динамичного развития государства связано с эффективной внешнеэкономической и внешнеполитической деятельностью.

Это значит — с расширением экспорта товаров и услуг на новые рынки; решением вопросов доступа к сырьевым ресурсам, передовым технологиям; налаживанием плодотворного сотрудничества с зарубежными странами, международными организациями и мировыми финансово–кредитными институтами. А также с созданием надежных систем обеспечения международной и региональной безопасности.

Успешное решение этих задач позволит Беларуси остаться действительно независимым и самостоятельным государством, способным уверенно и эффективно продвигать свои интересы на мировой арене.

Российская Федерация, безусловно, была и остается нашим основным политическим и экономическим партнером. За годы совместного союзного строительства мы срослись с ней тысячей нитей промышленной кооперации и межчеловеческих контактов.

Однако, полагаясь на союзнические отношения, мы совершенно не задумывались о будущем, когда наращивали поставки товаров, к примеру, только на один рынок. Порой в ущерб другим партнерам завязывались исключительно на российские источники сырья и энергоресурсы.

Мы заключили сотни договоров, обеспечивающих равные права субъектов хозяйствования и прозрачные условия взаимной торговли.

Сегодня ситуация, как вы знаете, резко изменилась. Российское руководство решительно взяло курс на так называемую «прагматизацию» отношений с нашей страной, и не только, перевод их исключительно на так называемые «рыночные». Причем зачастую не классические и всем понятные, а придуманные в одностороннем порядке.

Мы столкнулись с планомерными действиями, которые поставили под вопрос выживаемость нашего государства. Введены практически запретительные пошлины на нефть и нефтепродукты. Нас последовательно выдавливают с российского рынка, пытаются изолировать от транзитных евразийских маршрутов.

Белорусы — цивилизованные, трудолюбивые и крепкие духом люди, способные строить свою жизнь так, как мы сами этого хотим, а не по указкам со стороны. Это главное в нашей политике. Все, что мы сегодня делаем, направлено на сохранение реального суверенитета нашего молодого государства.

Но мы должны сделать все, чтобы любой ценой сохранить и укрепить свое государство. Наш многострадальный народ заслужил право иметь на этой планете свой кусок земли. Чтобы дети и внуки не упрекали нас за то, что мы не смогли им передать в наследство благоустроенный родной уголок — свою землю, где они могут спокойно жить.

Поэтому не надо искать каких–то «подводных течений» в наших активных действиях по проведению реальной многовекторной политики. Если мы не научимся давать быстрые и адекватные ответы на вызовы современности, то будем прозябать на чужих задворках в незавидной роли бедных родственников.

Белорусский народ — народ–труженик. Пусть не в России, а за океанами, но мы всегда честно заработаем свой кусок хлеба. Уверен, русские люди нас понимают и поддерживают. Потому что мы никогда ничего не сделаем во вред братскому, самому близкому для нас народу. Это невозможно уничтожить никакими ярлыками, которые на нас навешивают российские СМИ и порой отдельные политики.

Мы видим те деструктивные силы, ту «пятую колонну», которая стремится разрушить братские связи между нашими народами, не допустить укрепления плодотворного всестороннего сотрудничества двух государств на справедливых условиях равенства и взаимопомощи.

Твердо убежден, что потенциал в экономической интеграции на постсоветском пространстве далеко не исчерпан. Одним из важнейших внешнеполитических итогов 2009 года стало создание Таможенного союза Беларуси, Казахстана и России.

Мы ожидаем, что его полноценная работа устранит все барьеры в торговле между государствами–участниками, даст импульс для развития национальных экономик и роста благосостояния граждан.

Но это возможно только при условии, что функционирование союза не будет сопровождаться различными изъятиями и ограничениями.

Уже в первые месяцы действия Таможенного союза мы столкнулись с рядом трудностей и принципиальных противоречий.

Поэтому в нынешних условиях необходимо последовательно наполнять каждый внешнеполитический вектор конкретным содержанием. Так, как мы это делаем в Венесуэле, Китае, Украине, Иране, странах Евросоюза и других регионах.

Об управлении

В условиях перехода к качественно новому этапу развития страны необходим более требовательный взгляд на кадровый потенциал страны в целом.

Кадровая система на всех уровнях нуждается в обновлении. И в основе всего — эффективная система образования.

С нынешнего года коренным образом изменятся принципы работы Академии управления при Президенте. Она должна готовить современные управленческие кадры.

Надежный и эффективно работающий государственный аппарат — гарантия реализации любых масштабных проектов.

Нужно заниматься резервом, формировать резерв, который позволит привлечь в государственные органы наиболее талантливых, творчески мыслящих и профессиональных людей. И, что очень важно, кристально чистых.

В стране велась, ведется и будет продолжена непримиримая борьба с коррупцией.

Управленческая деятельность не сможет стать полноценно эффективной, если мы не избавимся от бюрократизма.

О местном самоуправлении

2010–й — год значимых политических событий: выборов в местные Советы депутатов, которые начались, и начала президентской избирательной кампании.

Выборы проводятся по новым правилам — в Избирательный кодекс внесены серьезные изменения, которые свидетельствуют о зрелости белорусской общественно–политической системы.

Главное, из чего мы исходим, — сделать власть на местах более ответственной перед людьми, приближенной к каждодневным проблемам и заботам конкретного человека.

2010 год — завершающий в реализации Государственной комплексной программы развития регионов, малых и средних городских поселений. Эта программа нацеливает на то, чтобы регионы приобрели новое качество роста: новые технологии, новые организационные формы работы, новую культуру производства и быта.

Для повышения уровня и качества жизни населения в регионах настоятельно требуется модернизация существующей производственно–экономической базы.

(По материалам газеты «СБ. Беларусь сегодня»)