Воспитание патриотических чувств у подрастающего поколения является одно из приоритетных направлений работы любого учреждения образования. Это имеет отношение и к ГУО «Ясли-сад № 2 г.Смолевичи». Целью патриотического воспитания является формирование основ патриотизма как нравственного качества личности. Но доступны ли чувства патриотизма дошколятам? Сегодня педагоги дошкольного образования с уверенностью положительно ответят на этот вопрос. Главное – это определить средства, формы и методы воспитания патриота.

На основании этого особое место в патриотическом воспитании на современном этапе отводится организуемому в группе центру символики, содержание которого соответствует реализации задач учебной программы дошкольного образования. Для организации работы по патриотическому воспитанию в центре символики для наших ребят и педагогов имеется разнообразный дидактический материал: государственная символика; альбомы «Моя семья», «Наш детский сад», «Мой родной город», «Минск – столица Беларуси», «Наши великие соотечественники» (Ф.Скорина, Е.Полоцкая, писатели, поэты, художники и др.); альбомы о государственных и народных праздниках («День Победы», «Праздники весны», «Народные зимние гулянья» и др.); альбомы заповедников, иллюстраций с изображением животного и растительного мира Беларуси; карта страны; родословные древа семей детей; куклы (мальчик и девочка) в национальных костюмах (в том числе регионального характера); предметы декоративно-прикладного искусства; иллюстрации с архитектурными памятниками Беларуси, современными зданиями родного города; познавательная и художественная литература и многое другое.

Немногие учреждения дошкольного образования могут сегодня  позволить себе этнические комнаты «Беларуская хатка», которые позволяют окунуться  в самобытность и колорит народного творчества и истории нашего народа. У наших воспитанников такая возможность есть.

Цель методической работы с кадрами – совершенствование работы учреждения дошкольного образования по проблеме патриотического воспитания. Личный пример, мировоззрение педагога, суждения, жизненная позиция – наиболее эффективные факторы воспитания. Знания педагога не будут эффективны, если он не будет сам любить свою страну, народ, город. Однако работы одного лишь воспитателя недостаточно, должна быть связь воспитателя дошкольного образования и других специалистов учреждения дошкольного образования: учитель-дефектолог разучивает с воспитанниками приговорки, потешки, скороговорки, народные шуточные стишки, показывает красоту и богатство родного языка; руководитель физвоспитания организует и проводит народные подвижные игры, игры разных стран. Музыкальный руководитель разучивает с воспитанниками белорусские народные песни, знакомит с народной музыкой, проводит патриотические и фольклорные праздники. Воспитатели в понедельник проводят обязательные беседы «Как прошли выходные?» – так воспитывается любовь и привязанность к семье.

В дошкольном учреждении каждый год проходят праздничные мероприятия:

– народные и фольклорные праздники: Масленица, День защитника Отечества, Новый год, День Победы, День Космонавтики, День знаний, День города;

– международные праздники – День защиты детей, День матери, Международный женский день;

– православные праздники – Пасха, Рождество Христово;

– бытовые и семейные праздники – выпуск в школу, дни рождения.

На конкретных примерах героических поступков своих земляков, исторических событиях, которые доступны пониманию ребенка, на народных традициях формируется свое отношение и видение жизни народа. В нашем учреждении дошкольного образования есть традиция: накануне праздника Победы воспитанники старших групп ходят к вечному огню для поклона погибшим воинам и возложения цветов, знак благодарности. После подобных мероприятий дети вдохновляются на новые рисунки, игры, рассказы.

Также мы не забываем о современных общественных событиях. Так, в нашем учреждении дошкольного образования создан стенд с информацией о знаменитых белорусах: спортсменах, ученых, артистах, космонавтах и других.

Уважение, терпимость, принятие и правильное толкование мировых культур должно прививаться в раннем возрасте, т.е. в дошкольном учреждении. Проблема толерантного воспитания актуальна сегодня, потому что именно в последние несколько лет происходят существенные изменения в политической, экономической и культурной жизни страны.  С этой целью в рамках реализации социально-педагогического проекта «Веселая прогулка вместе» разработан экскурсионный маршрут образовательной направленности для родителей и детей дошкольного возраста в виде интерактивной карты «Маршруты выходного дня». В качестве объекта выбран индустриальный парк «Великий камень», а также национальный аэропорт. Мы считаем, что реализация проекта «Веселая прогулка вместе» способствует формированию у детей представлений об интересных социальных объектах малой родины, а также воспитанию толерантности посредством развития хороших манер, привычек, культуры межличностного общения в мире непохожих людей, ведь посещение «Великого камня», национального аэропорта предполагает знакомство с людьми разных национальностей.

Также в нашем учреждении дошкольного образования действует объединение по интересам на платной основе для старших воспитанников «Веселый английский», где на занятиях дети в игровой форме не только изучают английский язык, но и знакомятся с культурой страны, ее обычаями, что также способствует воспитанию уважения к мировым культурам.

В младшем и среднем дошкольном возрасте особое внимание уделяем развитию представлений о близком социальном окружении. В средней группе вовлекаем детей  в разговор о семье, семейных событиях. Семейные фотографии, обращаем внимание на черты их сходства с родителями, в семье все заботятся друг о друге. Увлекают детей игры на семейные темы, где разыгрываются различные сюжеты из жизни. Знакомим воспитанников со стихами, песенками, в которых отражаются события из жизни семьи, труд родителей. Организуем ситуации «добрых дел»: в подарок родителям сделать коллективную аппликацию, подарить рисунки. В старшем дошкольном возрасте у детей закладываются основы гражданственности, развивается интерес к Родине на эмоционально-чувственном уровне.

Используя предлагаемые формы и методы патриотического воспитания, мы показываем детям красоту своего родного города, знакомим с талантом белорусского народа, учим детей любить свой город и свою страну и гордиться тем, что они живут в такой прекрасной стране, как Беларусь.

Вера АСКАНДАРОВА, заместитель заведующего по основной деятельности ГУО «Ясли-сад №2 г.Смолевичи».

smart