Система профессионального пенсионного страхования (далее – ППС), действующая в Республике Беларусь с 1 января 2009 года, заключается в формировании денежных средств (пенсионных сбережений) за счет взносов на ППС, уплачиваемых работодателями за работников, занятых в особых условиях труда и отдельными видами профессиональной деятельности (далее — особые условия труда), и используемых для выплат пенсий в связи с особыми условиями труда.

Основным документом, направленным на обеспечение правовых, экономических и организационных основ обязательного государственного пенсионного страхования работников, занятых в особых условиях труда и отдельными видами профессиональной деятельности, является Закон
№ 322-З[1].

Критерии оценки условий труда для отдельных категорий работников, а также порядок их применения определены Положением о критериях оценки условий труда для отдельных категорий работников и (или) особенностей (видов) выполняемых работ для целей профессионального пенсионного страхования[2].

Рассмотрим несколько категорий работников сельскохозяйственного производства, подлежащих ППС:

  1. женщины, работающие трактористами, трактористами-

машинистами сельскохозяйственного производства, машинистами строительных, дорожных и погрузочно-разгрузочных машин.

Критериями оценки условий труда для женщин являются:

  • непосредственное выполнение работы, обусловленной занятостью по профессиям и на вышеперечисленных машинах в течение полного рабочего дня (в пределах его продолжительности, установленной законодательством);
  • занятость не менее чем на полную ставку (оклад);

  1. мужчины, работающие трактористами-машинистами сельскохозяйственного производства.

Критериями оценки условий труда для мужчин являются:

  • непосредственная занятость в течение полного рабочего дня (в пределах его продолжительности, установленной законодательством), в том числе:

выполнение агротехнических мероприятий в растениеводстве на тракторах и других самоходных сельскохозяйственных машинах;

выполнение других работ на стационарных и прицепных установках и агрегатах, по ремонту сельскохозяйственной техники, на животноводческих фермах — при отсутствии агротехнических мероприятий в растениеводстве;

  • занятость не менее чем на полную ставку (оклад).

Для применения вышеуказанных критериев оценки условий труда под агротехническими мероприятиями в растениеводстве понимается совокупность технологических приемов по возделыванию сельскохозяйственных культур: обработка почвы, приготовление и внесение удобрений, посев, посадка, уход за посевами, посадками, защита и химическая обработка, уборка, работы в кормопроизводстве (кошение, ворошение, сгребание, прессование, подбор, измельчение, трамбовка и др.);

  • женщины, работающие животноводами (операторами животноводческих комплексов и механизированных ферм) и свиноводами (операторами свиноводческих комплексов и механизированных ферм), выполняющие определенные виды работ (по перечню), а также работающие доярками (операторами машинного доения).

Критериями оценки условий труда для женщин, работающих животноводами (операторами животноводческих комплексов и механизированных ферм) и свиноводами (операторами свиноводческих комплексов и механизированных ферм), являются:

  • непосредственное выполнение работы В течение полного рабочего дня (в пределах его продолжительности, установленной законодательством):

в профилактории животноводческих комплексов, механизированных ферм по уходу за телятами молочного периода в возрасте до 4 — 6 месяцев и на обслуживании коров-кормилиц с телятами (весь комплекс работ по кормлению, поению и уходу за скотом);

на свиноводческих комплексах, механизированных фермах по обслуживанию подсосных свиноматок с приплодом, холостых и супоросных свиноматок, поросят-отъемышей в возрасте до 4 месяцев, ремонтного молодняка, хряков-производителей и свиней на откорме (кормление, поение, удаление навоза, уборка помещений и другие работы);

  • занятость в профессиях не менее чем на полную ставку (оклад);
  • выполнение норм обслуживания, установленных в определяемом законодательством порядке на основе рекомендуемых норм обслуживания, утверждаемых Министерством сельского хозяйства и продовольствия по согласованию с Министерством труда и социальной защиты.

Критериями оценки условий труда для женщин, работающих доярками (операторами машинного доения), являются:

  • непосредственное выполнение работы, обусловленной занятостью в указанных профессиях, в течение полного рабочего дня (в пределах его продолжительности, установленной законодательством);
  • занятость в вышеперечисленных профессиях не менее чем на полную ставку (оклад);
  • выполнение норм обслуживания, установленных в определяемом законодательством порядке на основе рекомендуемых норм обслуживания, утверждаемых Министерством сельского хозяйства и продовольствия по согласованию с Министерством труда и социальной защиты.

Под нормой обслуживания понимается количество голов скота (коров, телят или свиней), закрепленных за работником, которых он обязан обслужить в течение установленного рабочего дня (смены) в определенных организационно-технических условиях выполнения работ.

В периоды временного уменьшения обслуживаемого поголовья скота по независящим от работника причинам (болезнь скота, выбраковка поголовья, перегруппировка стада) работник подлежит профессиональному пенсионному страхованию при условии сохранения численности обслуживаемого поголовья не менее 80 процентов среднегодовой нормы обслуживания. Норма обслуживания в таких случаях не пересматривается. При этом период временного по независящим от работника причинам уменьшения обслуживаемого поголовья относительно нормы не может превышать шести месяцев в течение одного календарного года.

Дополнительно. Контроль за правильностью применения Положения в отношении работников сельскохозяйственного производства осуществляется Министерством сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь.

Размер взносов на ППС за вышеперечисленных работников составляет 6 %[3].

Уплаченные работодателем за конкретного работника взносы на ППС и начисленная сумма дохода от размещения средств ППС (пенсионные сбережения) используются на выплату ему профессиональной пенсии.

Существует два вида профессиональных пенсий: досрочная и дополнительная.

Досрочная профессиональная пенсия назначается лицам, постоянно проживающим в Республике Беларусь, при наличии двух условий:

достижение требуемого возраста в зависимости от категории работника;

наличие установленного профессионального и общего трудового стажа в зависимости от категории работника[4].

Досрочная пенсия может быть назначена при наличии не менее половины требуемого профессионального пенсионного стажа с учетом стажа в особых условиях труда, выработанного до 1 января 2009 года.

Право на досрочную профессиональную пенсию раньше достижения общеустановленного пенсионного возраста на 5 лет имеют:

  1. Женщины, работающие трактористами, трактористами-машинистами сельскохозяйственного производства, машинистами строительных, дорожных и погрузочно-разгрузочных машин, а также мужчины, работающие трактористами-машинистами сельскохозяйственного производства, непосредственно занятые в производстве сельскохозяйственной продукции при профессиональном стаже не менее 20 лет у мужчин и не менее 15 лет у женщин и стаже работы соответственно не менее 25 и 20 лет[5].

2.Женщины, работающие животноводами (операторами животноводческих комплексов и механизированных ферм) и свиноводами (операторами свиноводческих комплексов и механизированных ферм), выполняющие определенные виды работ (по перечню), а также работающие доярками (операторами машинного доения) при профессиональном стаже не менее 20 лет[6].

Дополнительная профессиональная пенсия назначается лицам:

постоянно проживающим на территории Республики Беларусь;

достигшим общеустановленного пенсионного возраста, за которых  работодателем уплачивались взносы на ППС;

которым не выплачивалась досрочная профессиональная пенсия, пенсия за работу с особыми условиями труда или за выслугу лет либо, если одна из названных пенсий выплачивалась, но имеется невостребованная сумма пенсионных сбережений[7].

 

Важно!

Для работников, занятых во вредных условиях труда, которые до 1 января 2009 года выработали менее половины требуемого стажа для назначения пенсии или вовсе не имели такого, предоставляется право выбора:

формирования права на досрочную пенсию – в этом случае работодатель продолжает уплачивать за работника взносы на ППС;

получения ежемесячной доплаты к заработной плате — в этом случае работодатель устанавливает размер доплаты, но не менее суммы взносов на ППС за этого работника.

Ежемесячная доплата к заработной плате производится работодателем на основании письменного заявления работника[8].

Уплата взносов на ППС за работников, достигших общеустановленного пенсионного возраста, а также за работников, выбравших ежемесячную доплату к заработной плате вместо ППС, не производится[9].

Право на пенсию по возрасту на общих основаниях имеют мужчины при стаже работы не менее 25 лет, женщины при стаже работы не менее 20 лет по достижении общеустановленного пенсионного возраста в 2022 году и последующие годы: мужчины — 63 года, женщины — 58 лет[10].

Смолевичский райотдел

     Миноблуправления ФСЗН

[1] Закон Республики Беларусь «О профессиональном пенсионном страховании» от 05.01.2008  № 322-З
(далее – Закон № 322-З)

[2] Утверждено постановлением Совета Министров Республики Беларусь «О вопросах профессионального пенсионного страхования» от 09.10.2008 № 1490 (далее – Положение)

[3] Статья 6 Закона Республики Беларусь «О взносах в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь» от 15.07.2021 № 118-З (далее – Закон №118-З)

[4] Статья  11 Закона № 322-З

[5] Статья 11 пункт 1 подпункт 1.5 Закона № 322-З

[6] Статья 11 пункт 1 подпункт 1.7 Закона № 322-З

[7] Закон Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении» от 17.04.1992 № 1596-XII (далее — Закон
№ 1596-XII)

[8] Пункт 1.2 Указа Президента Республики Беларусь «О некоторых вопросах профессионального пенсионного страхования и пенсионного обеспечения» от 25.09.2013 № 441

[9] Статья 11 пункт 3 главы 3 Закона №118-З

[10] Статья 11 Закона № 1596-XII.