Только в Минской области каждый год происходит до 100
дорожно-транспортных происшествий, в которых получают травмы и гибнут дети. В
последнее время статистика также не утешительна – количество погибших и
пострадавших детей-пассажиров, по сравнению с детьми-пешеходами, увеличивается.
В авариях страдают дети, которые не переходили в запрещенном месте проезжую
часть, не выбегали на дорогу, не выезжали на велосипеде на трассу. Они просто
ехали в машине. Взрослые были рядом, но не сделали ничего, чтобы обезопасить
своих детей. Не пристегнув удерживающими устройствами, они подвергли их
бессмысленной опасности.К сожалению, большинство родителей никак не может
понять, что риск стать участником ДТП высок, поэтому просто необходимо
заранее заботиться о безопасности юных пассажиров. Иначе трагических
последствий не удастся избежать.

Только в Минской области каждый год происходит до 100 дорожно-транспортных происшествий, в которых получают травмы и гибнут дети. В последнее время статистика также не утешительна – количество погибших и пострадавших детей-пассажиров, по сравнению с детьми-пешеходами, увеличивается. В авариях страдают дети, которые не переходили в запрещенном месте проезжую часть, не выбегали на дорогу, не выезжали на велосипеде на трассу. Они просто ехали в машине. Взрослые были рядом, но не сделали ничего, чтобы обезопасить своих детей. Не пристегнув удерживающими устройствами, они подвергли их бессмысленной опасности.К сожалению, большинство родителей никак не может понять, что риск стать участником ДТП высок, поэтому просто необходимо заранее заботиться о безопасности юных пассажиров. Иначе трагических последствий не удастся избежать.

О травматизме детей на дорогах и о том, как обезопасить своих детей не только на дороге, но и в собственном автомобилерассказал начальник Жодинского межрайонного отдела Государственного комитета судебных экспертиз Республики Беларусь майор юстиции Сергей Петрович Макаревич. Данная информация весьма актуальна в свете подписания Президентом Беларуси Указа № 483, которым внесены изменения и дополнения в Указ от 28 ноября 2005 года № 551 «О мерах по повышению безопасности дорожного движения”. Тем самым в Беларуси совершенствуются нормы Правил дорожного движения с учетом практики их применения, а также планируется повысить безопасность дорожного движения. Одним из основных пунктов Указа является обязательная перевозка детей в возрасте до 12 лет в легковом автомобиле с использованием детских удерживающих устройств или иных средств, позволяющих безопасно пристегнуть ребенка с помощью ремней безопасности (кроме случаев, если рост ребенка превышает 150 см, а также при перевозке в автомобиле-такси). Указ вступает в силу через три месяца после его официального опубликования.

– В прошлом году на Минщине с участием детей совершено 42 дорожно-транспортных происшествия, в которых двое детей погибли и 47 получили ранения. Несмотря на то, что автомобильные аварии с участием детей случаются на протяжении всего года, наибольшее их количество проходится все же на время летних каникул.

К сожалению, не единичны случаи, когда в одном ДТП телесные повреждения получают сразу два-три ребенка, в том числе, когда они являются пассажирами. За шесть месяцев 2014 года в 19 ДТП с участием детей-пассажиров погиб 1 ребенок и 25 получили ранения. Обращаю особое внимание на то, что ни один из пострадавших детей не был пристегнут ремнем безопасности или находился без специального детского автокресла! За этими перечисленными и, на первый взгляд, сухими цифрами стоят чьи-то жизни, судьбы и трагедии, которых удалось было избежать, если бы взрослыми соблюдались элементарные правила перевозки детей в автомобиле и они пользовались детскими автомобильными креслами.К слову сказать, именно благодаря автокреслам в странах Европы, где ими пользуются более 30 лет, удалось сохранить жизнь и здоровье не одному поколению участников дорожного движения. Так, по данным Всемирной организации здравоохранения использование автокресел снижает смертность среди младенцев на 71%, среди детей постарше – на 54%, риск получения травм – на 76%, тяжелых травм – на 92%.

Что касается реалий нашей жизни, то согласно мониторингу, проведенному ГАИ Минской области, на автодорогах Минщины только около 20% водителей перевозят детей в специальных автокреслах, остальные находятся на руках у мамы, бабушки, или на задних сиденьях вовсе без участия взрослых. К сожалению, многие взрослые не понимают, что возить детей на руках – смертельно опасно. Ибо в момент столкновения масса пассажира весом в 75 кг на скорости 70 км/ч увеличивается до 4 тонн. Мало того, что ребенок ударяется о впереди стоящую спинку сидения, так на него сзади обрушивается огромная масса тела взрослого пассажира и раздавливает его. Ведь в момент аварии машина резко останавливается, а пассажир по инерции продолжает движение. Ребенка либо задавливает собственная мать, либо он вылетает в лобовое стекло, разбивает его и выпадает на дорогу. В аварии вес тела ребенка на скорости 50 км/ч увеличивается в 30 раз и весит 400-500 кг. Не один взрослый, даже обладающий недюжей силой, ничего не может сделать в этот момент.

—Стоит также заметить, что много автомобильных травм непристегнутые дети получают в мелких авариях, которые происходят недалеко от дома или на небольшой скорости, продолжает Сергей Петрович. — Но для хрупкого детского организма достаточно не только несерьезного ДТП, а даже резкого торможения. Вот пример, недавно пациенткой детской больницы стала 6-ти летняя девочка, ехавшая на переднем сидении микроавтобуса Mercedes- Benz Sprinter. Она сидела на обычной подушке и была пристегнута автомобильным ремнем безопасности. Несмотря на то, что никакой аварии не произошло, ее отец просто резко затормозил, девочка выскользнула из-под ремня, ударилась головой о лобовое стекло, в результате чего получила закрытую черепно-мозговую травму и сотрясение. Все это произошло потому, что штатный ремень безопасности не рассчитан на защиту маленьких пассажиров и представляет для ребенка реальную угрозу, так как может раздавить внутренние органы брюшной полости, задушить его или, в решительный момент, не защитить.

Чаще всего в автомобильных авариях дети получают черепно-мозговые травмы, которые могут проявиться не сразу, но остаться проблемой на всю жизнь. Ведь голова у детей – самое уязвимое место. В связи с травмой головы у ребенка может появиться целый «букет» проблем: повышенная активность, несосредоточенность, частые головные боли, неадекватность поведения, что потребует длительного лечения. Кроме травм, дети получают стрессы, после чего долгое время должны наблюдаться у невропатолога и у психолога.

Сегодня в целях профилактики дорожного травматизма особое внимание уделяется и будущим мамочкам, которые как никто должны беречь своих детей. Сегодня брошюры, памятки и видеокурсы по пеленанию, кормлению, купанию и уходу за малышами содержат информацию о последствиях беспечности родителей при перевозке детей в автомобиле, а также настоятельные рекомендации по обеспечению безопасности детей. К примеру, в Минском областном родильном доме для рожениц и посетителей демонстрируются видеоролики о пользе автокресел, есть вся необходимая интересующая информация. Кроме этого, на сайте УВД Миноблисполкома каждый может увидеть тяжкие последствия аварий, исследовательские краш-тесты и узнать, как можно избежать беды.

Согласитесь, если человек заболевает неизлечимой болезнью, он пытается использовать даже малейший шанс для выздоровления. Автомобильное кресло в 5 раз снижает риск получения травмы при ДТП, однако родителям детей этих шансов никто не оставляет. Существует масса примеров, когда дети, которых перевозили в автокреслах, оставались целы и невредимы.

Взрослым всегда следует помнить о том, что самые незащищенные пассажиры в машине – дети. Так как ребенок в автомобиле занимает меньше площади. В момент столкновения его начинает бросать в разные стороны салона, как мячик, и он может получить не одну, а несколько травм головы, живота, груди, внутренних органов и переломы. А если ребенок едет в автокресле и правильно пристегнут, то неприятностей можно избежать. Автомобильное кресло – сегодня единственный вариант, способный уберечь такого пассажира. Другой защиты, к сожалению, пока никто не придумал.

 

Наталья ТЫШКОВСКАЯ.

Информацию читайте в номере 251 – 252 от 29.10.2014 г.