Дзяды – день, когда вспоминают умерших предков, зародился еще в
дохристианские времена и дожил до наших дней. Дней поминовения у белорусов в
году несколько. Но именно осенние, Дмитриевские, как их еще называют, считаются
главными. На Дзяды верующие отправляются на кладбище, приводят в порядок
могилы, ставят горящие свечи. Всю неделю посещают храм, молятся об усопших и
творят добрые дела.
Отличительной чертой белорусского народа всегда являлось уважение к
своим предкам, к своим корням. В календаре белорусов было больше пяти дней в
году, когда поминали умерших, и эти дни обычно назывались Дзяды. Отмечали их на
Масленицу, на Радовницу, на Троицу, перед летним праздником Петра и Павла, а
также осенью.
Дзяды – день, когда вспоминают умерших предков, зародился еще в дохристианские времена и дожил до наших дней. Дней поминовения у белорусов в году несколько. Но именно осенние, Дмитриевские, как их еще называют, считаются главными. На Дзяды верующие отправляются на кладбище, приводят в порядок могилы, ставят горящие свечи. Всю неделю посещают храм, молятся об усопших и творят добрые дела.
Отличительной чертой белорусского народа всегда являлось уважение к своим предкам, к своим корням. В календаре белорусов было больше пяти дней в году, когда поминали умерших, и эти дни обычно назывались Дзяды. Отмечали их на Масленицу, на Радовницу, на Троицу, перед летним праздником Петра и Павла, а также осенью.
Дзядами называли не только самих предков, но и их души. В день Дзядов было принято устраивать ужин в честь умерших предков. Перед этим все члены семьи мылись в бане. При этом нужно было обязательно оставить немного воды и веник, чтобы предки тоже могли помыться и пришли к ужину чистыми.
Ужин должен был быть богатым, а беседа – веселой. Предки должны были хорошо поесть и повеселиться, иначе они могли бы наслать несчастья на семью. Начинал вечер хозяин дома: он со свечкой в руках обходил праздничный стол, а потом открывал все двери и окна и звал предков на ужин. Звать надо было всех по именам. Это доказывало, что свой род ценили и помнили всех, кто дал жизнь семье.
По поводу блюд единства не было. Число блюд на столе могло быть различным, но обязательно нечетным и не меньше пяти. Каждое блюдо подавалось парно в четном количество (если 7 блюд, то на 14 тарелках). Считалось, что так никто не останется в обиде: ни живые, ни мертвые. Обязательные блюда – это кутья и блины. А еще разные кисели, пряники и мед. Но, как бы не отличались обычаи, объединяло их одно – на столе обязательно стояла дедовская миска и чарка. И каждый член семьи отливал в нее питье и накладывал еды. То есть: сам взял и с предком поделился. Чаще всего все блюда оставляли на столе, чтобы предки могли спокойно пировать до утра.
Во время ужина вспоминали свой род, своих дедов и прадедов. Рассказывали забавные случаи, связанные с ними, их советы. Когда ужин подходил к концу, хозяин произносил молитву, а потом тушил свечу. Делалось это либо кусочком хлеба, либо блином. После этого все смотрели, куда пойдет дым. Если он шел вверх, то в семье все должно было быть благополучно. А если он шел в сторону, особенно – к дверям, то в доме вскоре должен был быть покойник. Еще в конце трапезы хозяин произносил такие слова: «Дзяды, погостевали у нас, попировали, а теперь уходите!» Чтобы быть уверенными, что предки действительно покинули дом, остриями в сторону порога ставили борону.
Есть примета: кто первым встает из-за поминального стола, тот в этом году и умрет. Поэтому, пока самый старший член семьи не поднялся, вставать никому нельзя. По этому поводу часто и повторяли поговорку: «Не спяшайся паперад бацькі ў пекла».
После ужина предков надо было развлечь – пляской, песней. Говорили, что если в ночь празднования Дзядов не лечь спать, то можно увидеть предков.
По материалам сети Интернет.
Информацию читайте в номере 253 – 256 от 01.11.2014 г.